"Потомки" Александра Пэйна в России выходят в связке с одноименной книжкой Кауи Харт Хеммингс: смотрите, читайте, сравнивайте.
Это становится правилом: только что в паре с фильмом "Боевой конь" вышла детская книжка про храброго Джоуи. Можно оценить преимущества литературы бумажной перед виртуальной.
Фильм Пэйна сначала напоминает живые картинки к тексту: очень много закадрового монолога. Нас вводят в курс обстоятельств. Они скорбны: богатая жена полихачила на катере и теперь лежит в коме, дыхательные трубки изо рта, лицо уже восковое, мертвое. У ее постели, которая завтра станет смертным ложем, муж узнает о том, что все последнее время она наставляла ему рога. Высказать ей в лицо всё, что думает, он уже не может и вместе со старшей дочкой станет искать соперника, дабы высказать всё ему. Таким образом, тягостное прощание с полутрупом перемежается водевильными ситуациями. Рецензируя роман, The Guardian назвала это насмешливой непочтительностью к устоям.
Экранизация непочтительность умножает. Согласитесь, что одно дело прочитать об умирающей, другое - постоянно видеть желтое лицо с навек оскаленным ртом. В первом случае внимание легко переносится от полутрупа на отношения живых людей - почти комедийные, но психологически небезынтересные. Во втором - маска смерти вот она, перед нами, как шоковый лейтмотив фильма, и она диктует свои условия: в ее присутствии не до смеха. Когда Джордж Клуни в роли обманутого мужа забавно выслеживает соперника, прячась за кустами на манер де Фюнеса, чувствуешь жанровую нестыковку. И соответственно - стилистическую фальшь.
Действие происходит на Гавайях, в необъятном поместье Мэтта Кинга и двух его дочек: первая, Скотти, еще ребенок, вторая, Александра - сильно продвинутый тинейджер. В действии заняты ухажер Александры - прыщавый тупица, в котором постепенно обнаружатся человеческие черты и задатки "парня, на которого можно положиться", и семья любовника умирающей Джоан. Сюжет - поиски взаимопонимания убитого горем отца и его самостоятельных дочек, а также продажа имения, которая затронет интересы чуть ли не всего острова. Итог - торжество разума над запоздалой ревностью и мудрое решение земельной проблемы.
Гавайи на экране неотразимы. Еще более неотразима старшая дочка в исполнении Шайлин Вудли - явившись впервые в стельку пьяной, она к середине фильма приблизится к идеалу современной яппи. Еще более неотразим Джордж Клуни - серьезный актер с мощной харизмой, умеющий даже скупую мужскую слезу подать без мелодраматических придыханий. Он уже получил за роль "Золотой глобус" и стал самым вероятным претендентом на премию "Оскар".
А в целом удивительно, что картина, где все безошибочно и ничему не веришь, оказалась в лидерах года. По большому счету это говорит о кризисе критериев, а возможно, и всего голливудского кино.