Таксисты Юга России уходят из фирм в нелегальный извоз

Из таксомоторных компаний ЮФО в массовом порядке увольняются водители. Они предпочитают заниматься частным извозом нелегально. По словам руководителей предприятий, так отреагировали таксисты на новый закон о регулировании деятельности такси, вступивший в силу 1 января. Водители уходят из официально зарегистрированных фирм, чтобы не связываться со сложной процедурой лицензирования. Что ждет рынок частных перевозчиков, выясняли корреспонденты "РГ".

Волгоград

Из 19 тысяч таксистов, задействованных в Волгоградской области, лицензии получили лишь 2700. Остальные работают нелегально.

До конца 2011 года разрешения выдавались бесплатно, а с 1 января для его получения необходимо заплатить госпошлину в размере 2600 рублей за каждую машину.

Накануне нового года работники управления транспорта и коммуникаций, ответственные за выдачу документов, призывали частников и юрлица, осуществляющих перевозки пассажиров, не откладывать получение разрешения на последние дни декабря, а оформить его заранее. В итоге в конце прошлого года сотрудники управления принимали от 150 до 200 заявлений ежедневно.

Некоторые водители не согласны с требованиями об установке в машине таксометров и обязательном нанесении опознавательной цветографики. По их словам, хорошее авто никто таким образом портить не станет, а скорее станут возить пассажиров на стареньких "копейках" и "шестерках". Чтобы продолжить свою деятельность, водителям придется потратить солидные суммы, в том числе на обязательную "раскраску" автомобиля. Это отразится на стоимости их услуг.

- Закон о такси должен был в первую очередь легализовать пассажирские автоперевозки, но на деле он принят, чтобы собрать с водителей побольше денег, - считает таксист Сергей Антюфеев. - Остается множество вопросов: например, будут ли организованы официальныестоянки такси. Сейчас их нет. Места на вокзалах и прочих доходных местах заняты, за право стоять на них нужно платить до 1000 рублей в неделю.

Непонятно, кто и как будет контролировать перевозки в сфере такси. Безусловно, регулирование пассажирских перевозок нужно, но делать это следует с умом. Недовольство новыми правилами таксисты выразили тем, что подняли цены на свои услуги.

В соответствии с изменениями, внесенными в Административный кодекс, с 1 января ко всем водителям и владельцам такси, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа легковым такси без соответствующего документа, будут применяться штрафные санкции.

Однако полиция еще не прибегала к финансовым санкциям - ждет внесения соответствующих изменений в правила дорожного движения.

Ростов-на-Дону

Принимая областной закон о таксомоторных перевозках, депутаты донского Законодательного собрания обещали предпринимателям, что никаких серьезных изменений в их работе не произойдет и все нововведения не будут разорительными.

- Перевозчики могут не опасаться, что появился еще один контролер. От них требуется только одно: обеспечить безопасность на дорогах и контроль за выручкой, которую получюют предприятия и предприниматели от перевозок. А еще исправно платить налоги, - подчеркнул председатель комитета донского парламента по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи Владимир Гребенюк.

Но далеко не все перевозчики разделяют оптимизм чиновников и депутатов. По мнению батайского таксиста Владимира Седова, перемены в конечном счете обернутся против потребителя, потому что мелкие игроки уйдут с рынка. В итоге останется только несколько крупных компаний, которые станут диктовать свою цену. Уже сейчас поездка по Ростову стоит в среднем на 50 рублей дороже, чем было до нового года.

Желание же сделать рынок частных перевозок прозрачным может иметь обратный эффект: законопослушные таксисты перейдут в разряд "бомбил". Такое мнение высказывают некоторые эксперты.

Элиста

В Калмыкии любые перемены на таксомоторном рынке особенно актуальны. Ведь в столице республики кроме пассажирских маршруток и такси других видов общественного транспорта нет.

По данным управления Федеральной налоговой службы, на 1 июля прошлого года в республике зарегистрировано 34 компании, занимающиеся таксомоторными перевозками, и около полутора тысяч индивидуальных предпринимателей. Пока разрешения получили только 11 коммерсантов. Еще несколько заявлений рассматриваются. Тем не менее, власти уверяют, что волноваться жителям не стоит.

- Сейчас на этом рынке довольно жесткая конкуренция, недостатка в машинах нет, -сказал заместитель министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Калмыкии Юрий Ользеев. - Ждать такси, заказанное по телефону, приходится всего 5-7 минут. Так что даже если несколько предпринимателей откажутся работать по новым правилам, на потребителях это не скажется. Думаю, что со временем разрешения получат все основные участники рынка.

Комментарии

Виктория Гурьянова, представитель губернатора в Астраханской областной думе:

- В Астраханской области принят закон об автотранспортном обслуживании населения. Теперь регулированием вопросов перевозки пассажиров и багажа легковыми такси занимается министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов. Ведомству также предписано выдавать разрешение на открытие новых маршрутов, изменение расписания движения. Делается это после изучения пассажиропотока и транспортно-социологических опросов, на основании прогноза ожидаемых объемов перевозок, соответствия требованиям безопасности дорожного движения.

Илья Кошкарев, председатель комитета Волгоградской областной думы по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту:

- 1 января начал действовать новый закон о транспортном обслуживании населения легковыми такси на территории Волгоградской области. Он призван обеспечить безопасность пассажирских таксомоторных перевозок, здоровую конкуренцию среди перевозчиков, повысить качество и комфорт перевозок. Собираемость налогов в этой сфере бизнеса, как ожидается, повысится. После вступления закона в силу объем налоговых поступлений по единому налогу на вмененный доход в местные бюджеты увеличится на 16 миллионов рублей в год. Понятно, что не все игроки рынка довольны новыми правилами. Нужно время, чтобы закон заработал и все к нему привыкли. Депутаты намерены в дальнейшем внести в закон необходимые изменения.

Армен Оганесян, председатель волгогрдского отделения общероссийской организации "Движение автомобилистов России":

- Сегодня сложно дать прогноз относительно дальнейшего развития рынка. Но очевидно, что есть предпосылки для ухода бизнеса в тень. Скорее всего, в закон еще будут вноситься изменения. А пока контролирующим органам и сотрудникам ГИБДД стоит лояльнее относиться к таксистам, не имеющим лицензии.