Сергей Шаргунов, писатель:
- Художник не должен быть подпевалой власти. Он не должен украшать власть своей близостью и своими сладкими высказываниями. Особенно власть немилосердную. Ту власть, которая изолировалась от общества, смертельно боится всякой альтернативы и непрерывно обогащается вместо того, чтобы развивать страну. Взаимодействие с властью - это, конечно, личное дело каждого, и не всегда конъюнктурная позиция сказывается на таланте...
Понятно, что соблазн отношений с властью для многих велик. Но все же я считаю, что излишняя близость художника к власти - всегда нечто сомнительное. Тем более если власть относится к людям искусства как к средству манипуляции, пытается их использовать, а на ту же культуру ей начхать. При этом я думаю, что приходить на встречу с руководителем страны и задавать неудобные, напросившиеся вопросы естественно и оправданно для художника. Когда такой вопрос звучит, он неизбежно "масштабируется" и обретает резонанс. Поэтому когда меня приглашали на встречу Дмитрия Медведева с "деятелями искусства", я пришел и задавал ему как раз неудобные вопросы - про образовательные стандарты, про сокращение уроков русского языка и литературы в школе, про нищету учителей. И, несмотря на недовольство кого-то из организаторов, спросил о расследовании избиения моего друга журналиста Олега Кашина. Кстати, результаты расследования по-прежнему отсутствуют.
Но вот что касается прямой интеграции во властные структуры, очень часто приобретающей форму пошлого лицедейства, когда люди культуры рассыпаются в комплиментах перед неким властителем, то этого надо избегать. Мне кажется, люди искусства должны стараться быть последовательны. Талант требует особой мужественности перед соблазнами, самодисциплины, черт возьми. Да, понятно, что близость к власти принесет дивиденды, тебя включат в "систему", дадут грант, программу на телевидении. А какова цена? Ведь художественно одаренный человек не может быть бесчувственным. А значит, переступая через себя, он гробит не только свое имя, но и свою личность изнутри. Хотелось бы, чтобы репутация художника весила много. Я не против участия людей искусства в политике. Отзывчивость к окружающему, отвращение к несправедливости часто в самой их природе. И хотя лично я, побунтовав в совсем юные годы, давно уже на политику махнул рукой, потому что ее нет, она упразднена, там, где нужно, я готов выходить и говорить свое мнение.
Я категорический противник кликушества, но все-таки сторонник критичности. И без нас найдется огромное количество тех, кто будет говорить власти приятные, хвалебные, лестные слова. Я хорошо отношусь к Николаю Коляде и хочу подчеркнуть, что против травли людей. Я - за свободу мнений и политических пристрастий. Но то, что близость к нынешней "партии власти" вызывает в обществе аллергию, - тоже очевидно.
Николай Коляда, режиссер:
- Пик травли, которая вокруг меня развернулась после того, как я решил войти в штаб поддержки Путина на президентских выборах, прошел. Я попытался растолковать своим недругам, что есть 29-я статья Конституции РФ, где говорится о том, что каждый человек вправе иметь собственные убеждения и вправе свободно их высказывать. Но вы не представляете, сколько недоброжелателей я "заработал" и со сколькими друзьями расстался!
Пришло письмо из Калининграда, где человек пишет буквально следующее: я подарил вам книгу с дарственной надписью, так вот, забудьте все пожелания, которые я вам там написал. Как только меня не называли в эти дни: и продажной тварью, и матерными словами!
А я только выказал свою позицию, может быть, я ошибаюсь, но доверить сейчас нашу огромную, неповоротливую, с такими проблемами и бедами страну пока можно только Путину.
Эти десять дней я себя чувствую вымотанным до невозможности, потому что не успеваешь отвечать на нападки. Не могу понять, почему возникла эта "буря в стакане воды".
У меня в театре полная свобода мнений: кто-то голосует за Жириновского, кто-то за Зюганова, кто-то за Миронова. Да ради бога, за кого хотите, за того и голосуйте. Это не отразится ни на чьей зарплате или на распределении ролей. Это ваше личное дело. Спорить на эту тему в театре мы никогда не будем. 4 марта иди и голосуй, за кого хочешь. И главное: должна быть в этом деле абсолютная честность и прозрачность.
А меня почему-то стали принуждать изменить свое мнение, намекали, что меня купили, заставили, припомнили какие-то гранты, упрекали в том, что я превратил свой ЖЖ в агитплощадку. Ну не читайте мой "Живой журнал", если вам он не нравится, читайте другие. Почему я обязан быть в оппозиции? С властью надо разговаривать, вступать с ней в диалог. Ну а говорить: "Пошли к черту!" не продуктивно. Всех услышат. Конечно, наша власть медленно работает, но если постоянно ей долбить о своих проблемах, что-то начинает происходить. Не знаю, как в других регионах, но у нас власть идет на диалог. Медленно, но соображает. Я в этом убежден. А встать в позу обиженного гения и бубнить, что все плохо, какой от этого толк?
Мне непонятно, почему диалог с властью должен отразиться на свободе творчества. В моем театре идут спектакли достаточно резкие, скажем, в пятницу мы играли "Бориса Годунова". Тема "народ и власть" в этом спектакле спроецирована на сегодняшний день. Мало того, актер, играющий главную роль, невероятно похож (ну так случайно получилось) на Путина. А Гришка-самозванец похож на Навального. Зрители смеются, потому что есть ощущение, что они читают свежую газету. Я критикую власть, имею полное на это право. Не плевать ей в лицо нужно, а смеяться над ней. И я не намерен что-то менять в своем спектакле. Уверен, что и Путин будет хохотать на спектакле.