Успехи "Аэрофлота" отмечены правительством

На недавнем заседании президиума правительства обсуждался вопрос о состоянии российского авиапарка. Проблема, надо сказать, не из простых, особенно учитывая, что уже не первый раз на самом высоком государственном уровне идут разговоры о том, что значительное количество российских авиакомпаний пока, к сожалению, не могут похвастаться наличием самого современного авиапарка. Однако, не исключено, что в ближайшее время ситуация начнет меняться к лучшему. По крайней мере, уже сегодня в стране есть одна авиакомпания - "Аэрофлот", располагающая самым молодым парком воздушных судов не только на отечественном, но и на европейском авиарынке.

"Состояние авиапарка "Аэрофлота" гораздо лучше, чем в среднем по стране: средний износ по России - 16,3 года, а у государственного перевозчика - всего пять лет", - отметил глава правительства.

Истоки проблемы старого авиапарка отечественных авиакомпаний восходят еще к годам кажущейся теперь далекой перестройки. "Как известно, большинство российских авиакомпаний, появившихся после распада Союза, делали ставку на самолеты советского производства, оставшиеся от бывшего "Аэрофлот - Советские авиалинии", - говорит глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Повышение цен на авиатопливо, рост расходов на поддержание летной годности этих самолетов привело к тому, что авиакомпаниям потребовались современные, эффективные лайнеры - и они в большинстве своем сделали выбор в пользу самолетов иностранного производства".

В прошлом году "Аэрофлот" попал в топ-10 престижного мирового рейтинга компаний, работающих в сфере туризма и путешествий

Однако по сей день большинство российских авиакомпаний продолжают делать выбор в пользу подержанных иномарок и не торопятся приобретать новые машины. В этом смысле "Аэрофлот" оказался, по сути, единственным приятным исключением. А посему неудивительно, что авиакомпания заслужила отдельной похвалы от руководства страны.

Вообще, как отмечают аналитики рынка, новый авиапарк - это не только имидж, но и существенная экономия для самого авиаперевозчика. "Новый парк сокращает расходы на самолеты. Например, в Европе новыми самолетами обзаводятся в основном дискаунтеры. Потому что новый самолет ломается очень редко. А после пяти лет он начинает ломаться часто, - рассказывает аналитик группы по специальным ситуациям компании АТОН Никита Мельников. - Новые самолеты нужны дискаунтерам, чтобы меньше простаивать, потому что для них время - деньги, и премиальным компаниям, которым, кроме денег, важно сохранить еще и имидж, чтобы их самолеты не задерживались".

По словам эксперта, есть у нового парка и еще одно немаловажное экономическое преимущество: чем современнее воздушное судно, тем меньше расходов на топливо. "Если говорить о потреблении топлива, то оно у "Аэрофлота" после обновления парка значительно сократилось. Так, если в 2006 году, когда авиапарк был еще советским, расход топлива был 494 грамма на тоннокилометр, то в 2011-м - 330", - отмечает Никита Мельников.

Но все же, пожалуй, главное преимущество состоит в том, что новые самолеты - это еще и залог безопасности полетов. И хотя прямой зависимости между возрастом воздушного судна и его аварийностью до сих пор не выявлено, косвенных доказательств этому факту предостаточно. "У самолетов нет возраста. Самолет бывает только либо в состоянии летной годности - тогда он может летать, либо не в состоянии летной годности - и тогда он летать не может", - констатирует главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. Вот только, к большому сожалению, как показывает практика, в нашей стране состояние летной годности зачастую оказывается понятием растяжимым. А потому на отечественном авиарынке возраст самолетов с точки зрения безопасности полетов играет едва ли не первостепенное значение.

Аналитики отмечают при этом, что "Аэрофлот" стал существенно наращивать темпы своего развития начиная с весны 2009 года, когда компанию возглавил ее нынешний гендиректор Виталий Савельев, приведший за собой команду эффективных менеджеров. "Савельев, безусловно, прекрасно дирижирует компанией", - считает главный редактор портала "Авиа.ру" Руслан Гусаров. Неслучайно именно гендиректор "Аэрофлота" получил в минувшем году престижную премию "Аристос" в номинации "Лучший высший руководитель".

Впрочем, успехи руководства "Аэрофлота" отмечены не только в России. В прошлом году российский авиаперевозчик попал в топ-10 престижного рейтинга компаний, работающих в сфере туризма и путешествий, составляемого The Boston Consulting Group (BCG). В этом рейтинге оценивается рост экономических показателей компании, а также эффективность работы менеджмента. Действительно, по итогам 2010-го посткризисного года "Аэрофлот" оказался одной из немногих мировых авиакомпаний, которой удалось существенно увеличить свою выручку: вместе с дочерними компаниями она превысила 4,3 млрд долларов. И, согласно оценке одного из самых влиятельных изданий в мировой авиаиндустрии - журнала Airline Business, "Аэрофлот" стал 9-м среди всех авиакомпаний Европы по всем финансовым показателям.

Средний износ авиалайнеров по России - 16,3 года, а у государственного перевозчика - всего пять лет, отметил глава правительства

При этом эксперты отмечают, что менеджмент "Аэрофлота" думает не только о сегодняшнем дне, но и работает на перспективу, на благо отрасли в целом. Не секрет, например, что на российском авиарынке ныне наблюдается острая нехватка высококвалифицированных пилотов: современными самолетами зачастую просто некому управлять. Эту проблему в "Аэрофлоте" пытаются решить посредством открытия собственной авиационной школы, начавшей свою работу еще в марте прошлого года. "Сегодня, глядя на финансовые результаты "Аэрофлота", которые заметно отличаются в лучшую сторону даже от результатов многих европейских авиакомпаний, можно сказать, что политика "Аэрофлота" является взвешенной и оправданной, - резюмирует Олег Пантелеев. - Самолеты активно эксплуатируются. Кроме того, сделаны очень немалые инвестиции в то, чтобы подготовить наземную базу. Сегодня "Аэрофлот" имеет международный центр, в котором готовят пилотов на "Аэробусы", и, кстати, уже идет подготовка к полетам на "Суперджетах". Что ж, все эти успехи госкомпании, безусловно, не могли не остаться без внимания высшего руководства страны.