На автомобильном рынке Таможенного союза будут равные налоги

На белорусском автомобильном рынке - очередные перемены. Примерно полгода назад таможенные пошлины в стране были подняты до российского уровня. Теперь ожидается рост цен на новые автомобили. Отменена льгота по уплате НДС. Раньше белорусские дилеры платили налог только с разницы между стоимостью покупки и продажи машины. А будут - с полной стоимости. Так же, как это делается сегодня в России. Соответствующий указ Президента Беларуси вступил в силу 24 января. Цель - сделать равными условия налогообложения легковых автомобилей на едином рынке Таможенного союза и выполнить условия выделения Беларуси стабилизационного кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

Принятый порядок уплаты налогов на авторынке соседей затронет и интересы россиян. В прошлом году до половины новых автомобилей, проданных в Беларуси, приобрели российские покупатели - многих привлекала разница в несколько тысяч долларов за машину среднего ценового ряда. Исключение составляет "Фольксваген Поло-седан" российской сборки. На него изначально цены устанавливались равные для двух стран. Теперь и на остальные модели и марки машин цены в Беларуси, по мнению экспертов, возрастут на 14-17 процентов. Изменения коснутся и легких коммерческих автомобилей массой до 5 тонн.

По словам начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Беларуси Дмитрия Кийко, тем самым будет устранена сколько-нибудь существенная ценовая разница на авторынках стран Таможенного союза. Белорусские дилеры западных автокорпораций, однако, иного мнения. Они указывают на то, что ставка налога на добавленную стоимость в России, Беларуси и Казахстане разная и составляет соответственно 18, 20 и 12 процентов. Кроме того, российские дилеры закупают автомобили значительно более крупными партиями и, соответственно, с большими скидками. А значит, смогут выставить более привлекательную окончательную цену.

- Отменив льготу для юридических лиц по уплате НДС, Беларусь распахивает двери для российских импортеров автомобилей, - считает, например, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Сергей Варивода. - Крупные российские структуры, занимающиеся продажей машин, уже прощупывают белорусский рынок.

По мнению экспертов, белорусы также предпочтут покупать новые авто в России. Благо, первые автохаусы находятся рядом, в Смоленске. В условиях, когда экономические границы на просторах Союзного государства фактически отсутствуют, это вполне реально. Если, конечно, разница в ценах окажется выше транспортных затрат и возможной потери гарантийных обязательств. Как бы то ни было, конкуренция среди дилеров обострится. А это всегда на руку покупателям. Ведь чем больше выбор, тем ниже цены.

Впрочем, пока большинство белорусских автолюбителей по понятным причинам ориентируется на вторичный рынок. Как скажется там отмена льготы по уплате НДС? Это волнует и россиян. Ведь Таможенный союз дал им возможность беспошлинно приобретать "бэушки" в Беларуси. А их сюда за последние два года ввезли как никогда много. Поэтому, считает заместитель министра финансов Беларуси Ивана Шунько, увеличение НДС в среднесрочной перспективе не ухудшит положение большинства граждан. Тем более что сохранен прежний льготный порядок при продаже подержанных иномарок по системе трейд-ин, то есть с зачетом стоимости при покупке новой машины. Однако есть и другая точка зрения. Ведь после выравнивания таможенных пошлин на ввоз иномарок до российского уровня, что произошло 1 июля 2011 года, граждане Беларуси практически отказались от ввоза подержанных авто: невыгодно. Лишь некоторые предприниматели и предприятия продолжили ввозить иномарки, пользуясь льготой по НДС, и этим сохраняя интересные цены на "бэушные" автомобили. Теперь и этой возможности не будет.

И все-таки у каждой медали - две стороны. В Беларуси по-прежнему сохраняются льготы по НДС при ввозе технологического оборудования и автокомпонентов. Это делает ее привлекательной в глазах инвесторов. Правительство страны провело переговоры с руководством крупной китайской корпорации о налаживании производства легковушек. Предполагается, что в этом деле будут участвовать Белорусский автомобильный завод и Борисовский завод автотракторного электрооборудования. С новой продукцией они смогут беспрепятственно выйти на масштабный рынок Единого экономического пространства. И в этом - в равных условиях работы, ценах на энергоносители и другие материалы - главное преимущество для белорусской экономики в целом. Если страна сможет больше продавать в России и Казахстане своих "МАЗов" и "БелАЗов", другой продукции, то белорусы смогут заработать на новенькие автомобили из России, в том числе и собираемые там иномарки.

компетентно

Дмитрий Кийко, начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Беларуси:

- Отмена льготного порядка взимания НДС не повлияет на рынок подержанных автомобилей и не затронет интересы большинства белорусских автолюбителей. Если физическое лицо самостоятельно ввозит автомобиль для собственных нужд, то никаких изменений действующего порядка не предусматривается. Никаких новых налогов и увеличений ставок таможенных пошлин для физических лиц не возникает.

цена вопроса

Беларуси из Антикризисного фонда ЕврАзЭС выделено 3 млрд долларов сроком на 10 лет для преодоления финансовых трудностей. Первые два транша на 800 и 440 млрд уже поступили и зачислены в золотовалютные резервы. Это помогло стабилизировать курс национальной валюты. Кредит предоставляется на выгодных условиях - примерно под 4 процента годовых с отсрочкой погашения на 3 года.