Александр Балуев: Я не мог играть Жукова по принципу "Эту глыбу не пробить"

С 23 января на Первом канале начался показ 12-серийного фильма "Жуков".

Первые кадры картины - известная кинохроника. Георгий Жуков на белом коне 24 июня 1945 года на Красной площади принимает Парад Победы. Жукову - 48. Но те зрители, которые ждали, что и дальше фильм будет повествовать "о доблестях, о подвигах, о славе", обманулись в ожиданиях. Этот фильм об интригах сталинского времени и о частной жизни маршала. Не случайно один из рабочих вариантов названия был "Жуков: неличная жизнь".

О чем фильм

Картина рассказывает о жизни Жукова с июня 1945 года по 1974 год. После войны он обрел огромную популярность в армии и в стране. Именно это и послужило причиной его преследования Сталиным. Жуков был отправлен командовать Одесским военным округом, затем Уральским. После смерти Сталина вернулся в Москву, участвовал в аресте Берии. Но уже в 1957-м был исключен из ЦК КПСС, снят со всех постов и в 1958 году отправлен в отставку.

Что касается личной жизни, в фильме представлены три женщины маршала: первая - жена, Александра Диевна, мать двух его дочерей Эры и Эллы, вторая - Лидия Захарова, отношения с которой продлились 9 лет, и третья - Галина Семенова - последняя любовь его жизни, мать младшей дочери.

Продюсер - Алексей Пиманов, режиссер - Алексей Мурадов. Сценарий Виталия Москаленко при участии Валерии Байкеевой.

Жукова играет Александр Балуев. В фильме снимались: Елена Яковлева (Александра Диевна), Любовь Толкалина (Лидия Захарова), Ирина Розанова (Лидия Русланова), Анна Банщикова (Галина Семенова),  Анатолий Дзиваев (Сталин), Адам Булгучев (Берия), Александр Песков (Виктор Абакумов), Юрий Цурило (Павел Рыбалко), Мария Буравлева (дочь маршала Эра), Кристина Брыкова (дочь Элла).

Авторское видение

Перед тем как выпустить фильм на широкий экран, авторы показали его журналистам. И, наблюдая за реакцией создателей картины уже при просмотре первых эпизодов, было видно, что им самим чрезвычайно нравится то, что получилось. Особенно это касается сценариста Виталия Москаленко: его восторг был неподдельным. А вот что сказал продюсер Алексей Пиманов:

- Я рад, что мы вышли в эфир. Работа над проектом длилась 5 лет. Три года мы мучились со сценарием и два года с перерывами снимали. Два раза останавливали съемочный процесс, меняли режиссера...

Слушая это, подумалось: каков же должен быть масштаб режиссера, чтобы снять фильм о такой личности, как Жуков. По меньшей мере современный Эйзенштейн или Бондарчук.

- Во время съемок был такой эпизод, - продолжает Пиманов.- Сижу я в Георгиевском зале Кремля. 100 человек массовки, всем пошиты костюмы, снимаем прием после Парада Победы. И вдруг ловлю себя на мысли: какая же у нас профессия! Ведь вроде недавно я ехал в машине и думал: "А хорошо бы снять фильм про Жукова!" У нас был цикл "Кремль-9", и в нем фильм о Жукове "Охота на маршала". После этого мы снимали картину "Три дня в Одессе", первыми раскопали материал о "зачистке" города, которую проводил Жуков. И вот пришла пора продолжить работу, снять художественный фильм.

прямая речь

Александр Балуев: Я не мог играть Жукова по принципу: "эту глыбу не пробить"

Исполнителя главной роли тоже нашли не сразу. Обозреватель "РГ" спросила у продюсера: как возникла идея пригласить на роль Георгия Жукова именно Балуева?

- Когда мы начинали работу, долго перебирали актеров, которые могут его сыграть, и это был сложный выбор. Поначалу Балуев отказался. Потому что про Жукова много снято фильмов, работа Михаила Ульянова в киноэпопее "Освобождение", например. Но потом Александр прочел сценарий.

- Отказ возник именно потому, что я за свою судьбу наиграл много военных разных рангов - от рядовых до маршалов, - присоединился к разговору Балуев. - Так что я сказал: к Жукову отношусь хорошо, но играть военных уже не могу. Но когда прочел сценарий, понял, что история-то не про войну. А про человека я готов играть в любых погонах.

Конечно, факты и документы, когда говоришь о человеке, который реально жил, очень важны. Но мы снимали художественное кино, подразумевающее наше отношение к Жукову. В фильме есть сцена, когда маршал сидит в госпитале на скамейке и рисует на снегу цифры. При этом говорит брату: мол, вот такой счет у меня есть к истории и к самому себе. Было это или нет? Может, Жуков никогда и не задумывался об этом, о миллионах погибших на войне. Но мне хотелось, чтобы он задумался. Чтобы предъявил счет себе, Сталину. И хорошо, что это есть в сценарии.

РГ: Судя по вашей фильмографии, вы до маршала "доросли" впервые. Были солдаты, генералы…

Балуев: Почему? Был маршал Градов в "Московской саге".

РГ: Простите, упустила. Но все равно. Когда говорят о Жукове, сразу звучат такие слова, как "легендарный", "исполин", характеризующие масштаб личности. Накладывает это особую ответственность?

Балуев: В фильме речь не о значимости Жукова политической или общественной. Присутствует только его бытовая жизнь. Чем более человек значим в сознании людей, тем неожиданнее его проявление в простых, условно говоря, "кухонных" ситуациях: быту, с друзьями, за рюмкой водки.

РГ: В "кухонных" ситуациях Жуков был маршалом? Вот, например, мы посмотрели фрагмент фильма - Сталин ругает Жукова, и тот ведет себя, как мальчишка: глаза наполняются слезами. А Сталин ему блюдо с яблоками дает, чтобы тот отнес жене и дочкам.

Балуев: Слезы - это я так играл. И понимал, что нельзя иначе. И сейчас у нас сложное время: есть плохие - хорошие, жертвы - палачи. И тогда так было. Если задаешься этим вопросом, спрашиваешь себя: что Сталин был за человек и как он воздействовал на людей? Когда-то я играл президента Азербайджана Гейдара Алиева. Вся его жизнь была настолько необычна даже для высокого политического деятеля, что даже ходили легенды, якобы он обладал даром гипноза. У людей, которые долго существуют на политической арене, дар воздействия на других, безусловно, есть. Мне кажется, Сталин воздействовал на людей так, что даже такие гиганты, как Жуков, впадали в оцепенение. Этому немало способствовало и то, что они не знали, что будет дальше с ними, с их близкими. И я не мог играть Жукова по принципу "Эту глыбу не пробить". Это получилось бы неинтересно ни мне, ни зрителю. И было бы неправдой.

РГ: Недавно по Первому каналу прошел фильм "Фурцева", где Жукова сыграл Валерий Баринов, несколько лет назад в сериале "Ликвидация" роль маршала исполнил Владимир Меньшов. Что думаете про эти работы?

Балуев: Я не оценщик. И ничего не могу сказать про работу своих коллег, тем более тех, которых я высоко ценю. У них иная мотивация. Они другое играли. Этот же исторический персонаж, но в другой ситуации.

РГ: А вы играли в ситуации, когда Жукова буквально уничтожают. Как вы как актер поняли, что помогло ему не сломаться?

Балуев: Мне важно было понять - он живой человек или функционер? Мне бы хотелось, чтобы зрители поняли: Жуков прежде всего человек, какие бы погоны на нем ни были. Если его унижают - это унижение. Оскорбляют - оскорбление. А не просто: вы мне делаете подлость, а я на это не ведусь! Велся! И инфаркт не случаен, и не один. Он мог это не показывать, не реагировать, как простые люди, которые выплескивают свою боль, и все. На Жукова все действовало. Но он умел держать удар.

РГ: Как работалось с Еленой Яковлевой, Анной Банщиковой и Любовью Толкалиной?

Балуев: Увидеть этих женщин, понять и полюбить - вот чем я занимался на съемках. Был ли Жуков любвеобильным, нет ли - это все наши догадки. Еще раз повторю: мы снимали не документальное кино. Наверное, родственники и зрители найдут неверность в фактах, но мы стремились к другому. Фильм "Жуков" - это наша любовь к русским людям и к тому времени, каким бы оно ни было. Это любовь к нашим отцам, стремление сказать им спасибо за то, как они жили. Фильм лишь повод, и хорошо, если поводом стал такой замечательный материал.

мнения

Алексей Пиманов, продюсер фильма "Жуков":

- К сожалению, до сих пор все дочки Жукова не могут его поделить. Я бы хотел, чтобы все были по одну сторону баррикад. Но как разобраться - вот проблема. Скажу честно: мы сделали такое красивое и мощное кино, что я бы не хотел, чтобы вокруг этой истории подняли волну. Мы выслушали позицию и тех и других и, что называется, "встали над схваткой". Мы для себя всех оправдали в хорошем смысле слова. До конца невозможно разобраться во всех нюансах. Мы показывали человека, в которого были влюблены и страна, и женщины, которые до конца жизни не могли от него оторваться. Нам кажется, что мы поняли Жукова. Мы встали над этой женской дракой, потому что они его делят до сих пор... И вот почему работа над сценарием заняла у нас три года.

Эра Жукова, дочь маршала Жукова и его жены Александры Диевны:

- Создатели фильма не только не консультировались с нами во время съемок, но даже не сочли необходимым сообщить, что такая картина снимается. Обо всем этом я узнала из публикации в журнале "Семь дней". По случаю мне удалось ознакомиться с первоначальным сценарием картины. Он привел меня в ужас. Все перевернуто с ног на голову! От крупной неправды до таких ляпов: отец в картине сам едет за рулем, а ведь он вообще не умел водить машину. Я высказала свое мнение о том, что прочитала, но не знаю, учли ли его создатели. Когда я прочла сценарий, мне стало очень обидно за маму. Они не просто так прожили с отцом сорок два года. А в сценарии ее выставили в очень некрасивом виде! Я всегда очень хорошо относилась к актрисе Елене Яковлевой. А Александра Балуева в роли папы я пока не вижу. В юности отец был худым и даже в зрелые годы смотрелся не так, как этот актер. Не понимаю цели фильма. Если хотели рассказать о великом полководце, то зачем это копание в "грязном белье"? Если хотели показать его биографию, нужно было лучше ее изучить. Конечно, отец был прежде всего человеком. Но зачем все это вытаскивать, смаковать? Вот это меня всегда возмущало, ведь он имеет право на личную жизнь! Конечно, можно считать мое отношение предвзятым, но ведь это я прожила эту жизнь и могу кое о чем судить. Тем более что и я есть среди героев этой картины.

Подготовила Ариадна Рокоссовская

ОПРОС "РГ"