Калуга: Колыбель российской космонавтики

Автор: Олег Лажечников

Городок нам показался опрятным и довольно-таки чистым. Мы гуляли по центру и любовались многочисленными старыми деревянными и каменными домиками, многие из которых до сих пор выглядят ухоженно, хотя и стоят тут со времен купеческой России. Как нам рассказали наши гиды-проводники, Калуга раньше была крупным купеческим городом, это уже потом, много позже, стала считаться колыбелью космонавтики.

Наверное, во многом Калуга произвела на нас такое приятное впечатление из-за наших гидов-проводников, общение с которыми очень оживляло поездку. Познакомиться с людьми, которые так много знают о своем городе и не только о нем, ходят в походы, увлекаются фотографией и работают на таких работах, которые приносят им удовольствие, было очень приятно.

Квартира в центре Калуги, где живут наши проводники, - сама по себе является почти музейным экспонатом. Примечательна она не просто тем, что находится в самом настоящем памятнике архитектуры 19-го века, коих в Калуге множество, а тем, что тут в свое время жил и творил писатель Серебряного века Борис Зайцев, об этом гласит даже табличка на фасаде дома.

Раньше весь дом принадлежал Михаилу Николаевичу Зайцеву - дяде писателя, но после революции был разделен между простыми горожанами. Хозяйка той самой квартиры, которую снимают наши знакомые, решила однажды организовать музей, посвященный этому самому писателю, и сделала она это в одном из помещений, прилегающих к ее квартире. Так что теперь из квартиры можно прямо в тапочках заходить в  скромный музейный зал, куда водят экскурсии и где проводятся значимые для города мероприятия.

Квартира может кому-нибудь показаться старой и без ремонта, но в ней царит такая дружелюбная атмосфера, что не замечаешь всяких бытовых неурядиц. В интерьере много мастерски подобранных деталей. Так сейчас любят оформлять пафосные кафешки в Москве - под старину.

Представьте себе расчлененную табуретку, заново сколоченную на скорую руку с завязанными глазами - вот так выглядел этот шедевр.

Имя Бориса Зайцева сейчас не так известно, но в 19-20 веках он был уважаемым человеком и видным деятелем, хотя большинство своих произведений написал и напечатал в Париже, будучи эмигрантом. Жалко, конечно, что годы советского режима потерли из памяти многие достойные имена. И хотя мемориальная комната в Калуге обставлена скромно, и в ней не так много экспонатов, удивительно, что ею с таким рвением и усердием занимаются люди, по сути, не имеющие никакого прямого отношения к писателю. А дается им это, ой, как нелегко.

Поход в Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского был познавательным, хотя, признаюсь, немного странным. Ну, начать с того, что во всех залах, где представлены копии различных летательных аппаратов в полную величину (почему только копии?), то и дело встречались совершенно выносящие мозг своими формами и цветом странные сооружения из монтажной пены и других материалов.

Окончательно сбил нас с толку экспонат, называющийся "Лайкой", той самой, которая в космос летала. Но автор работы видел ее в каком-то своем свете. Представьте себе расчлененную табуретку, заново сколоченную на скорую руку с завязанными глазами - вот так выглядел этот шедевр.

Мы долго думали-гадали, что это за странная инсталляция и что авторы хотели этим сказать, и почему все это выставлено в музее космонавтики. Оказалось, все очень просто - это работы детей 7-12 лет, выставленные в Музее при содействии жены губернатора города, которая занимается соцпроектами. И не знаем теперь, радоваться или еще больше огорчаться, что сии шедевры делали дети, вроде это наше будущее как-никак.

Еще одним удивительным моментом было изучение чертежей и зарисовок К.Э. Циолковского, по официальной версии ученого-самоучки и пионера космонавтики, придумавшего модель ракеты, способной полететь в космос. Честно признаюсь, я мало, что знал об этом человеке до посещения музея, но после того, как я увидела нарисованных им прыгающих человечков на пружинках, у меня закрались сомнения по поводу его гениальности и значимости.

Естественно по приезду домой я начал копаться в интернете, и однозначных ответов на свои вопросы я так и не нашла. Но интересные факты мне все-таки встретились, уж не знаю, правда это или нет. Например, то, что "известным ученым" Циолковский стал называться после того, как в 1935 году наш великий вождь послал ему телеграмму, где красовалась фраза "Известному ученому Циолковскому”. При этом присвоение такого громкого статуса влекло за собой наложение цензуры на большинство его сочинений, многие из которых были не космического, а философского характера.

И ни раз встречается сравнение Циолковского с Жюлем Верном. Или то, что Константин Эдуардович был глубоко верующим человеком, и чтобы успокоиться по поводу самоубийства двух своих сыновей, разработал самостоятельную теорию о реинкарнации душ. А еще то, что прославившая его формула скорости полета в безвоздушном пространстве была изначально придумана не им, а неким Мещерским или даже Гансвиндтом… Но все-таки сложно отрицать, что Циолковский, будучи простым сельским учителем физики, при этом был выдающимся человеком и скорее всего внес немалый вклад в развитие науки своего времени.

Последним пунктом нашей прогулки стал калужский планетарий. Очень "вежливая" продавщица билетов, "забыла" нас предупредить, что мы попадем на программу для подростков, поэтому в зале у нас случился культурный шок. И не только потому, что увиденное нами едва-едва тянула на детскую, а не подростковую (что же тогда показывают детям?), но и потому, что из сорокаминутной программы звездное небо в буквальном смысле мелькало всего пару раз, а добрая тётя обводила нужные созвездия лазерной указкой.

Все остальное время мы слушали несвязные диалоги плохо нарисованных компьютерных героев, у которых руки двигались, как клешни, и успели просмотреть пару мультиков, одним из которых были - "Смешарики"! Честно признаюсь, учитывая, что предыдущую ночь я плохо спал, во время просмотра я дважды "вырубался" и нисколько не пожалел об этом.

Больше фотографий прогулки по Калуге можно посмотреть здесь.