Оркестр Романдской Швейцарии дал два концерта в Москве и Санкт-Петербурге

Оркестр Романдской Швейцарии под руководством Марека Яновского и Николай Луганский дали всего два концерта в Санкт-Петербурге и Москве.

В течение пятидесяти лет коллективом руководил легендарный Ансерме, прославивший в начале прошлого века "Русский балет Дягилева", сыгравший премьеры знаменитых сочинений Игоря Стравинского. Высочайшая профессиональная репутация нынешнего дирижера - Марека Яновского обусловлена его работой в оперных театрах Берлина, Вены, Парижа, Сан-Франциско, Чикаго; руководством знаменитыми оркестрами Радио Франции, Берлинского радио, оркестров Дрездена и Монте-Карло, изданием более 50 записей опер и симфонических циклов, многие из которых были удостоены международных премий. Маэстро Яновский поделился своими впечатлениями от гастролей.

Что значит для вас приезд в Россию?

Марек Яновский: Для любого западного музыканта зал Санкт-Петербургской филармонии - это легендарное место, там выступало столько великих людей! Надеюсь, что это событие станет новой вехой в отношениях между нашими культурами и странами. Все музыканты оркестра очень счастливы, несмотря на сильные холода.

О каких еще совместных культурных проектах может идти речь в будущем?

Марек Яновский: Директор Женевского оперного театра сейчас пытается установить контакты с Мариинским театром. Речь идет о ежегодном обмене спектаклями, но на это требуется очень много денег... И я не тот человек, который может так запросто отвечать на подобного рода вопросы.

Ваш оркестр имеет богатую историю. Все-таки какие традиции он наследует в наибольшей степени?

Марек Яновский: Это очень сложный вопрос. И заметьте, вы задаете его не швейцарцу, а немцу! В любом случае вы должны понимать, что Швейцария имеет три составляющих, абсолютно разных с точки зрения менталитета и культуры. Для женевцев, например, характерна общность языка и менталитета с Францией, а Цюрих является центром немецкоязычной части страны. Но все-таки оркестр наследует национальные традиции французской культуры, потому что его основатель, знаменитый дирижер Эрнест Ансерме, был в большей степени ориентирован в сторону французской музыки, а также своих современников - Бартока и Стравинского.

Вы сотрудничаете с разными знаменитыми коллективами. Что отличает оркестр Романдской Швейцарии?

Марек Яновский: Оркестр очень многонациональный и по составу и по репертуару, ведь сегодня требования к любому современному коллективу - исполнять музыку разных эпох, разных стилей, включая современную. Это один из итогов глобализации, которой никто, естественно, не избежал. Стилистическая особенность, которая раньше отличала каждый выдающийся коллектив, она, к сожалению, исчезает...

Вы всегда представляете ярких солистов. По каким критериям вы их выбираете?

Для любого западного музыканта зал Санкт-Петербургской филармонии - это легендарное место

Марек Яновский: За исключением, может быть, двух случаев за сезон, когда у нас вдруг появляется возможность заполучить звезду - тогда мы, конечно же, адаптируем программу и изменяем репертуар в соответствии с пожеланиями этого исполнителя. Но обычно мы поступаем наоборот. Я лично и мои коллеги всегда стараемся придумать какие-то интересные программы, которые чему-то учат аудиторию. И вот, когда у нас сформирована идея, мы начинаем искать под нее солиста. Конечно же, по большому счету это дело личного пристрастия дирижера, и у каждого есть свои предпочтения. В этой связи русский пианист Николай Луганский представляет для меня пример такого легкого партнерства - с ним очень хорошо работается, поэтому он приезжает не только в Женеву, - я приглашаю его и в другие оркестры, с которыми работаю.

Приходилось ли вам пересекаться на музыкальном поприще с другими российскими солистами?

Марек Яновский: С очень многими... Я - пожилой человек, я еще с Коганом играл! Березовский, Леонская, Репин, Шнайдер... Мне было бы проще, если бы вы мне дали список! (Смеется.) Я бы поставил галочки...

А как вам открылась карьера дирижера?

Марек Яновский: Я всегда интересовался музыкой. В семь лет начал заниматься на скрипке, затем - на фортепиано. И уже к окончанию школы я ощутил серьезный интерес к дирижированию. Но даже сейчас - это вечно продолжающийся опыт познания музыки! Иногда со стороны не видно многих важных аспектов. Нужно учитывать, что каждую минуту ты имеешь дело со ста музыкантами, семьдесят из которых думают, что они знают это произведение лучше, чем ты. А ты понимаешь, что музыканты в оркестре - не дети, это взрослые люди, и нужно искать к ним подход.

У нас в России, с ее огромными пространствами, важную просветительскую роль несет телевидение. Телеканал "Культура" регулярно транслирует в прямом эфире и в записи концерты симфонической музыки и оперные постановки. Участвовали ли вы в подобных проектах? Как вы себя чувствуете в телевизионном формате?

Марек Яновский: Существование такой возможности очень ценно. Для меня факт прямой трансляции не играет большой роли, так как практически все концерты, которыми я дирижирую (а сейчас я являюсь художественным руководителем двух оркестров) транслируются либо в прямом эфире, либо в записи. Я даже не обращаю на это внимания. Но, естественно, в такие моменты ты подсознательно стремишься к максимальной точности, ведь в любом концерте могут случиться форс-мажоры. Наш оркестр настолько часто играет вживую, что музыканты даже не реагируют, зная, что проходит запись или прямая трансляция.

Как вы думаете, какие русские и какие немецкие композиторы больше всего сближают нас?

Марек Яновский: Была эпоха Шостаковича и Прокофьева... До этого было целое поколение русских композиторов XIX столетия, невероятное воображение которых привело к таким оркестровкам и к тому, что привнесли в оркестровую музыку Чайковский и Римский-Корсаков. Взаимная любовь и интерес, я считаю, проявляются следующим образом - очень многие западные, в том числе немецкие музыканты обожают Чайковского, Прокофьева, Стравинского и Шостаковича. Я также могу представить, что, наверное, русские музыканты любят Баха, Бетховена, Моцарта и Брамса!..