Японские учителя против исполнения государственного гимна в школах

Когда я в 60-х годах работал корреспондентом "Правды" в Японии, мне не раз доводилось писать о борьбе Всеяпонского профсоюза учителей против перекройки школьных программ с целью переиначить историю и реабилитировать монархию, как генератора милитаристского духа.

Ведь именно раздуванию этого угара служил пресловутой императорский рескрипт "о верности трону, созданному вместе с Небом и Землей", идея о "божественном предназначении Японии: собрать восемь углов мира под одной крышей", якобы завещанная в шестом веке до нашей эры императором Дзимму, мифическим основателем нынешней императорской династии.

Учителя, в частности, выступали против того, чтобы каждый школьный день начинался с исполнения государственного гимна, воспевающего упомянутые идеи.

После капитуляции милитаристской Японии по требованию союзных держав устои старой школы были разрушены, а учителям была предоставлена свобода политической деятельности. С началом войны в Корее, когда американские оккупанты сбросили маску ревнителей демократии и взяли в народном просвещении курс на реабилитацию милитаристской клики, им уже противостояла мощная организованная сила в лице Всеяпонского профсоюза учителей.

Не раз с тех пор предпринимались попытки внести раскол в его ряды. Но вот уже внуки тех, о ком я писал в 50-х годах, продолжают борьбу за умы и сердца подрастающего поколения, хранят верность учительской клятве: "Никогда больше не пошлем наших учеников на поле боя".

Свойственно задаваться вопросом: каково же место Японии в послевоенном мире? Какова ее новая роль? На этих естественных раздумьях и пытаются спекулировать. Молодежи вбивают в головы, будто бы Япония все еще не обрела положения великой державы из-за неких противоестественных ограничений, которые были навязаны ей после поражения.

Речь идет о статье 9 послевоенной конституции, где говорится, что Япония навечно отказывается от войны и не будет создавать какие-либо вооруженные силы, будь то армия, флот или авиация. Рожденные же вопреки действующей конституции так называемые "силы самообороны" выдают за некое подобие МЧС, которое, дескать, необходимо для организованного преодоления последствий стихийных бедствий - таких, как землетрясения, тайфуны, цунами.

Единственное ограничение для сил самообороны состоит в том, что их нельзя использовать за пределами страны. А как же, мол, Япония будет тогда участвовать в совместных миротворческих операциях ООН, если осуществится ее мечта стать членом Совета Безопасности? Молодежи вбивают в головы, будто Страна восходящего солнца, несмотря на экономическое чудо 60-80-х годов, все еще не обрела положение великой державы из-за упомянутых "противоестественных ограничений".

Официально восстановлен "День основания государства", когда в шестом веке до нашей эры будто бы взошел на престол мифический император Дзимму, основатель нынешней императорской династии, автор девиза "О божественном предназначении Японии: собрать восемь углов мира под одной крышей". Именно под этим девизом японские милитаристы сколачивали "сферу сопроцветания великой Восточной Азии".

Я еще работал в Токио, когда Сабуро Иенага, автор учебника по новой истории Японии, демонстративно подал в суд на министерство просвещения за то, что оно вносит в текст все новые и новые поправки: их суть - отход от оценки минувшей войны, как преступного акта со стороны тогдашних правителей Японии.

К примеру, иным стало разъяснение статьи 9 основного закона страны. Теперь в учебниках написано лишь следующее: "Конституция гласит, что, желая всеобщего мира, Япония не будет вести войн, приносящих народу несчастья".

Перекройка школьных программ сопровождается яростными нападками на Всеяпонский профсоюз учителей. Ведь он не устает напоминать, что именно раздуванию милитаристского угара служит пресловутый императорский рескрипт "о верности трону, созданному с Небом и Землей и божественном предназначении Японии". Именно поэтому Всеяпонский профсоюз учителей вот уже многие годы выступает против того, чтобы каждый школьный день начинался с исполнения государственного гимна, полностью унаследованного от милитаристского прошлого страны.

Конечно, исполнение в школах государственного гимна - это деликатный вопрос, касающийся национального суверенитета. Но нельзя игнорировать и связь текста гимна с притязаниями его авторов на мировое господство.

Факт

Всеяпонский профсоюз учителей вот уже многие годы выступает против того, чтобы каждый школьный день начинался с исполнения государственного гимна, полностью унаследованного от милитаристского прошлого страны.