Многие компании активно привлекают потребителей продукции или услуг всевозможными рекламными акциями с розыгрышем призов. Однако далеко не все организаторы подобных акций заботятся об их соответствующем правовом оформлении и налогообложении. Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Шишкина и Максим Золотых помогут разобраться, кто и когда должен уплатить налоги.
Торговая организация провела рекламную акцию, в ходе которой был выявлен победитель лотереи. Он получил денежную сумму и путевку. Кто и когда должен уплатить НДФЛ со стоимости путевки? Должна ли организация подать сведения в налоговую инспекцию за данного человека?
При вручении призов (в том числе туристической путевки) победителю стимулирующей лотереи организация признается налоговым агентом.
Со стоимости призов, превышающей 4000 рублей, необходимо исчислить налог на доходы физических лиц (по ставке 35%).
В случае невозможности удержания налога организация обязана в течение одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и сумме налога по форме 2-НДФЛ.
Обоснование вывода. Согласно пункту 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Доход, полученный налогоплательщиком в виде любых подарков, выигрышей или призов в ходе конкурсов, игр и других мероприятий, проводимых какими-либо организациями, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 11.03.2010 N 20-14/4/025340). В то же время п. 28 ст. 217 НК РФ предусматривает освобождение от обложения НДФЛ, доходов в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), но суммарно не более 4000 рублей за налоговый период. При этом такие доходы - превышающие указанный предел - подлежат обложению НДФЛ по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).
При решении вопроса о том, кто должен исчислить и уплатить НДФЛ в данном случае, физическое лицо - получатель приза или организация, проводившая лотерею, мы учитываем то, что в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ эта обязанность возлагается на физических лиц, получающих выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов). Однако, по мнению Минфина РФ, выраженному в письме от 14.11. 2007 N 03-04-06-01/392, и ФНС в письме от 02.03. 2006 г. N 04-1-03/115, стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, и к доходам от участия в ней не могут применяться положения пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ о самостоятельном декларировании указанного дохода / уплате налога физическими лицами. Исчисление, удержание и уплата налога на доходы физических лиц в рассматриваемом случае осуществляется организацией - налоговым агентом (п. 1 ст. 226 НК РФ).
При выдаче приза (выигрыша) одновременно и в виде денежной суммы, и в виде путевки должен быть удержан НДФЛ с общей стоимости призов (за счет денежной выплаты). Если же это происходит в разное время, у налогового агента отсутствует возможность удержать и перечислить в бюджет НДФЛ со стоимости путевки, поскольку она представляет собой доход в натуральной форме. В этом случае на основании абзаца 1 п. 5 ст. 226 НК РФ агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и сумме налога.
Пунктом 2 приказа ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@. определено, что сообщение о таких обстоятельствах (и сумме начисленного налога) должно быть предоставлено по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физических лиц за 20_ год" (далее - Справка).
Приказом ФНС от 16.09 2011 N ММВ-7-3/576@ "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц" определено, что он распространяется на налоговых агентов и устанавливает единый порядок представления сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц налоговыми агентами в налоговые органы на электронных или бумажных носителях либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно Рекомендациям по заполнению Справки в поле "признак" проставляется цифра 1, если Справка представляется в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, и цифра 2 - если Справка представляется в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ.
В Справках о доходах физических лиц, представляемых ежегодно в целом по организации с признаком 1, указываются общие суммы доходов и исчисленного налога, включающие доходы и исчисленную сумму налога, отраженную в Справке с признаком 2, суммы удержанного и перечисленного налога, а также сумма налога, не удержанная налоговым агентом, которая ранее была отражена в Справке с признаком 2 (письмо Минфина РФ от 27.10. 2011 N 03-04-06/8-290).
После окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивался доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать налог на доходы физических лиц, обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо. Обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога на доходы физических лиц в этом случае прекращается (письмо Минфина РФ от 17.11. 2010 N 03-04-08/8-258).
C текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.