В Белых Столбах завершился XVI Фестиваль архивного кино Госфильмофонда России.
Для киноведов и историков кино участие в нем равносильно ежегодному путешествию в институт чародейства и волшебства, где ежедневно в рабочем режиме доказывают, что не горят не только гениальные рукописи, но и даже легковоспламеняющиеся пленки, было бы только желание восполнить пробелы истории и представить специалистам тому доказательства, восстановленные благодаря современным компьютерным технологиям и одержимости научных и технических сотрудников Госфильмофонда.
Что срезки, авторские версии эпизодов, изъятые цензурой или самоцензурой, и поиски на кинопробах могут прояснить или же уточнить режиссерский замысел легендарных картин порой гораздо лучше, чем целые киноведческие изыскания, облаченные в книжные переплеты (и уж точно нагляднее). А кадры исторических хроник и документальные фильмы, положенные когда-то на полку, способны так расставить акценты в истории уже не только кино, но и всей страны, что впору собирать инициативную группу и начинать ходатайствовать о создании и обязательном госфинансировании отдельного телеканала нашего архивного кино. Чтобы все богатства и киносокровища Госфильмофонда были доступны не только узкому кругу специалистов, по традиции зимой массово съезжающихся из России и дальнего и ближнего зарубежья в Белые Столбы.
В этом году, помимо программ архивных фильмов и фрагментов, объединенных тематически в блоки "Вторая мировая и Отечественная война. 1942-й год", "1937-й год - трагическая веха в советской истории", "Отечественная война 1812 года", "Арабский мир задолго до взрыва", "Великие столетия", "Архив. Озвучание. Восстановление цвета. Восстановление стерео", "Архивные находки", "100 лет отечественной анимации", "Фитиль - 50 лет", "Конфронтация. Фрэнсис Форд Коппола contra Птушко. Григорий Александров - Голливудский блокнот" (всего в пять дней вместилось около ста картин, не считая случаев "вольного" монтажа по отдельно взятому фестивальному поводу) была приготовлена и российская премьера. Именно на XVI кинофестивале "Белые Столбы" состоялся первый показ (не только публичный - но и вообще первый) документальной картины 2012 года Галины Долматовской "Счастливчики 60-х" (кинокомпания "Мирабель", продюсеры Мира Тодоровская и Игорь Кабищев), на который приехали, несмотря на непроходимые пробки на Каширском шоссе, Петр Тодоровский и Владимир Войнович. Засвидетельствовавшие, что термин "шестидесятники", придуманный Станиславом Рассадиным, - это один из псевдонимов времени, у которого есть много названий - от привычной "оттепели" и человеческого "времени надежд" до казенной "либерализации", и поделившихся в фильме - "сентиментальном взгляде вслед уходящему поколению" (что можно вводить как жанровое определение картины), какое из них ближе лично им.
"Свобода слова, о которой идет речь в фильме, - понятие очень трогательное, важное и необходимое для любого человека, рассказывал Петр Тодоровский. - А демократия - это свобода выбора. И вот молодые люди, "шестидесятники", тогда впервые заговорили обо всех назревших проблемах, и одними из первых стали рассказывать о болевых точках в своей литературной музыке и в стихах. Галина Долматовская (режиссер картины "Счастливчики 60-х". - Прим. ред.) - человек очень серьезный. Слава богу, что она нашла в себе мужество не забыть этих людей и это важное время, ознаменовавшее начало просыпания". Владимир Войнович был несколько обескуражен аншлагом, собравшимся в просмотровом зале Госфильмофонда, несмотря на почти тридцатиградусный мороз за окном и дальний путь по Подмосковью: "Я первый раз нахожусь в Белых Столбах. Я думал, что это будет камерный, семейный показ, а оказалось, что здесь большой зал и много людей. Я не ожидал, что попаду на такой праздник. С Галиной Долматовской мы не первый раз сотрудничаем. Я уже играл в одном ее фильме, надеюсь, что снимусь и в следующем. Она - режиссер очень пытливый вдумчивый, и с важной задачей, которую она перед собой поставила: сохранить зрительную и зримую память о нашем недавнем прошлом, о котором забывать все-таки не стоит (а, как ни странно, память наша часто, к удивлению, недолгая), она справилась по всем предвкушениям хорошо".
Галина Долматовская, режиссер картины "Счастливчики 60-х":
- При подготовке фильма и в самой картине были использованы и "процитированы" личные архивы "шестидесятников". У кого из главных действующих персонажей того времени сохранился самый большой фото- и киноархив, и проблема выбора для вас стояла самым острым образом?
Галина Долматовская: Самый большой архив я брала у Роберта Рождественского и Василия Аксенова. У Евгения Евтушенко он просто богатейший. Но чем он меня буквально поразил, - все фотографии на обратной стороне расписаны его рукой. Евтушенко всюду подписал, чтобы никого не забыть, где это было, когда, кто там. Я когда это увидела, даже вскрикнула: "Как? И ты сам все это делал?" Он удивился: "А кто же еще?" Причем это не музейный архив, а его личный, огромнейший.
- Как долго вы разбирались со всем этим богатством?
Долматовская: Картина была придумана и начата давно. Съемки Роберта Рождественского в Музее архитектуры, например, были сделаны еще двенадцать лет назад. И с тех пор этот негатив лежал у меня в холодильнике...
- Дома никто не роптал, не покушался на место на полке?
Долматовская: Только все время ругались: долго еще у нас это будет лежать?.. И вот материалы все-таки сгодились. Мы с Мирой Тодоровской давно хотели такую картину сделать. Наконец это удалось.
- Дальнейшая ее судьба уже известна?
Долматовская: Сегодня у нас это как бог даст. Сейчас нам надо ее довести до кондиции - вы видели только самую первую копию. Она еще нуждается в перезаписи звука. "Кошмар подумать". Спасибо, что вы досидели. Монтажер мне говорил: вот в эту минуту уже все побегут, не падайте в обморок...
P. S. Ни один человек, начиная от советника президента РФ Юрия Лаптева и заканчивая коллегами Галины Долматовской по режиссерскому цеху Юрием Карой, Евгением Герасимовым и Андреем Хржановским, зал раньше финальных титров не покинули.
Награды XVI Фестиваля архивного кино Белые Столбы распределились следующим образом:
И бесконечные, двадцатиминутные овации при вручении диплома - художественному руководителю фестиваля и первому заместителю генерального директора Госфильмофонда России Владимиру Дмитриеву. За самоотверженную преданность и пятидесятилетнюю личную историю служения Госфильмофонду, работать в который он пришел еще в начале тех самых шестидесятых...