Сегодня открывается 62-й Берлинский международный фестиваль - один из трех крупнейших европейских киносмотров (Берлин, Канн, Венеция). Ежегодно он показывает около 400 фильмов, которые смотрят более 19 тысяч профессионалов киноиндустрии из 120 стран и не менее 4 тысяч журналистов, аккредитованных при фестивальном пресс-центре.
В пору существования ощетиненного "социалистического лагеря" Берлинале ставил своей задачей наведение культурных и политических мостов между Западом и Востоком. Советские фильмы почти всегда присутствовали в его программах, наши мастера участвовали в работе жюри, наши студии активно коллекционировали берлинских "Медведей". С исчезновением СССР фестиваль потерял интерес к современному русскому кино, в главный конкурс его допускает крайне. Лед робко тронулся только к 2010 году, когда фильм Алексея Попогребского "Как я провел этим летом" увез двух Серебряных медведей. В этом году в конкурсе участвует семейная драма "Машина Джейн Мэнсфилд", где продюсером выступил Александр Роднянский, - но ее трудно назвать российской: вся творческая бригада под режиссурой Билли Боба Торнтона - американская.
Конечно, вливание российских денег в американскую киноиндустрию можно считать международным успехом нашего кинобизнеса. Александр Роднянский уже пытался выйти на мировой рынок с блокбастером голливудского типа "Обитаемый остров", но потерпел поражение и, видимо, его вера в способность нашего кино завоевать мир пошатнулась. Теперь он запускает очередной американский проект, во главе которого Роберт Родригес. Возможно, эта его акция - своего рода вторжение нашего "казачка" в Голливуд. Что, войдя в заокеанский бизнес и завоевав там авторитет, новый Штирлиц потянет за собой российских актеров и режиссеров, станет внедрять их в голливудское кино, возникнут совместные фильмы. Один из таких проектов был презентован на днях в Москве - фильм Федора Бондарчука "Сталинград", который компания Роднянского A.R.Films снимет в сотрудничестве с IMAX Filmed Entertainment. Но в этом году берлинские "медведи" нам не светят.
Кроме фильма Торнтона - Роднянского, в конкурсе участвуют франко-швейцарская кинодрама Урсулы Мейр "Сестра", "Цезарь должен умереть" итальянских классиков Паоло и Витторио Тавиани, "Метеора" грека Спироса Статхоулопулоса, "Табу" Мигеля Гомеса из Португалии, венгерская драма "Всего лишь ветер" (Бенедек Флигауф). Франция представлена "Возвращением домой" Фредерика Видо и работой режиссера из Сенегала Алена Гомэса "Сегодня", Великобритания - боевиком Стивена Содерберга "Нокаут" и фильмом выдающихся театральных режиссеров Деклана Доннеллана и Ника Ормерода "Милый друг" по Мопассану, "хозяева поля" - "Барбарой" Кристиана Петцольда, "Милосердием" Маттиаса Гласнера и "Домом для уикэнда" Ганса-Кристиана Шмида. В последний момент в конкурс включен фильм режиссера Вань Куаньян "Долина белых оленей" (КНР) - о том, как быстро меняется облик китайского села. Судьбу призов решит международное жюри, возглавляемое британским режиссером Майком Ли. В качестве специального события фестиваль покажет режиссерский дебют Анджелины Джоли "Земля крови и меда" - драму, снятую американской актрисой в Сербии и номинированную на премию "Золотой глобус". Состоится также премьера "Железной леди" с Мерил Стрип в роли Маргарет Тэтчер - актриса будет награждена почетным "Золотым медведем" за вклад в киноискусство.
Обделив современное кино России в главном конкурсе, Берлинале уделяет особое внимание истории советского кинематографа. Одна из ярких инициатив - ретроспектива "Красная фабрика грез". Зрителей ждет пышная премьера отреставрированного фильма "Октябрь", снятого Сергеем Эйзенштейном в 1928 году. Показ готовится при содействии Российского архива литературы и искусства и будет сопровождаться Симфоническим оркестром Берлинского радио, дирижер Франк Штробель. Фильм пойдет 10 февраля в рамках программы, посвященной студии "Межрабпом". Об этой первой и единственной частной российско-германской кинокомпании и у нас вспоминают редко, хотя она сняла известнейшие ленты - в частности, первый советский звуковой, первый анимационный и первый цветной фильмы.
В ретроспективу входят малоизвестные на Западе ленты Бориса Барнета, Всеволода Пудовкина, Александра Андриевского, Федора Оцепа, Якова Протазанова, Владимира Шнейдерова, Игоря Савченко, Сергея Комарова. Показ "Октября" станет центральным событием программы. Пресс-релиз фестиваля рекомендует картину как "пример революционного фильма, который оказал мощное влияние на формирование образа советского кинематографа этого периода". Премьерой картины предполагалось отметить первое десятилетие Октябрьской революции. Но политическая конъюнктура изменилась, многие соратники Ленина оказались в опале, и лента подверглась цензурным сокращениям, а после премьеры в Большом театре 14 марта 1928 года и вовсе исчезла из кинотеатров. В 60-е годы Наум Клейман, тогда сотрудник Госфильмофонда, работал над первой научной реставрацией фильма. На базе этой версии и выполнена новая реставрация с переводом изображения в HD. Работы произведены Киномузеем в Мюнхене, причем мюнхенская копия была дополнена фрагментами из материалов Киноинститута в Амстердаме и немецкого Федерального киноархива.
Саундтрек к "Октябрю", который прозвучит 10 февраля, был написан Эдмундом Майзелем для немецкой версии фильма в конце 20-х годов. По тем временам это была новаторская музыка, предварившая появление более поздних стилей панк и техно. Премьера станет одним из главных событий Берлинале и будет транслироваться европейским телеканалом ARTE. К ретроспективе приурочен выход монографии, посвященной опыту сотрудничества советских и германских кинематографистов.
Свидетельством окончательного освобождения от "грез", по замыслу фестивальных отборщиков, станет показ новейшего российского фильма "Конвой" в побочной программе "Панорама". Эту "остросюжетную драму с элементами детектива" сняли режиссер Алексей Мизгирев и продюсер Павел Лунгин. Ее герой, армейский капитан Игнат, конвоирует дезертира в воинскую часть, где того ждет трибунал. Путь лежит через Москву, и жуткие реалии пораженного коррупцией, насилием и беззаконием мегаполиса становятся, как обещает аннотация, метафорой современного российского общества. Берлинская премьера этой "мрачной, кровавой, грязной, безжалостной и безнадежной" картины пройдет 12 февраля.