В ближайшее время минфин предложит депутатам к рассмотрению поправки в закон о трансфертном ценообразовании. Об этом на неделе Российского бизнеса заявил Сергей Шаталов, заместитель министра финансов РФ.
Ранее в Финансовой академии на конференции "Налоговое администрирование трансфертного ценообразования: от теории к практике" представители минфина, налоговой службы, бизнеса и экспертного сообщества обсудили проблемы применения нового закона о трансфертном ценообразовании.
Как отметил Алексей Оверчук, замглавы Федеральной налоговой службы, за последнее время таких масштабных поправок в НК РФ не было. "Сами методики довольно сложны для применения и предполагают большую работу налоговых органов, - отметил заместитель главы ФНС России. - Мы подобрали кадры и создали компетентный центр, который будет взаимодействовать с бизнесом. Наши сотрудники готовы к активной работе, они прошли специальное обучение в разных странах, где на практике изучали, как работают налоговые органы по трансфертному ценообразованию".
Представители бизнеса, выступая на конференции, отмечали, что закон пестрит белыми пятнами. Один из основных вопросов, беспокоящих бизнес, - это права налоговых органов при проверках. Эксперты в свою очередь считают, что в законе очень много спорных вопросов, которые имеют двойное толкование. Например, какие доходы налогоплательщика учитываются при расчете пороговых значений доходов по контролируемым сделкам? Является ли сделка с представительством иностранной компании в РФ сделкой на внутреннем рынке и т.д.
Илья Трунин, директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, согласился с участниками конференции, что закон сложный и не отвечает однозначно на многие вопросы. Он заявил, что министерство готовит поправки в закон о трансфертном ценообразовании. В частности, по словам директора департамента, идет обсуждение о применении норм к финансовому сектору. Как быть с финансовыми операциями, займами, кредитами и т.д. Требует более четкой формулировки положение об информации. Норма, как заметил Илья Трунин, прописана так, что вводит в заблуждение налогоплательщика. Много замечаний по поводу процедур, в том числе и процедур проверок. Не менее важный вопрос - контроль за внутренними сделками. По мнению минфина, отчетность компаний по внутренним сделкам с трансфертным ценообразованием должна быть проще, чем по международным.
"Есть несколько особенностей, которые отличают их от контроля за международными операциями, - заметил Илья Трунин. - Например, если мы хотим оценить условия сделки между российским налоговым резидентом и зарубежной взаимозависимой компанией, то видим только одного ее участника, поэтому раскрытие информации должно быть как можно более полным. А если все участники сделки состоят на учете в российских налоговых органах, правомерно ли и эффективно ли требовать одну и ту же документацию у всех ее сторон? Например, есть головная компания с большим количеством дочерних компаний по всей стране, какой смысл ей рассылать одинаковую информацию по всем взаимозависимым лицам, чтобы те, в свою очередь, передавали ее в свои налоговые инспекции?"
Представитель минфина подчеркнул, что налоговым органам сегодня необходимо применять новые подходы к работе и активнее взаимодействовать с бизнесом, чтобы не дискредитировать сам закон.
Бизнес и эксперты обратились к представителям ФНС России и минфина с просьбой не затягивать принятие поправок в законодательство, отметив, что есть вопросы, которые требуют незамедлительного решения. "Уже сегодня, не дожидаясь поправок в законодательство, минфин и ФНС России должны принять для себя решение, как трактовать ту или иную норму, чтобы можно было работать, - заметил Михаил Орлов, партнер КПМГ в России и СНГ. - То, что налоговая служба интересуется мнением бизнеса об этом законе, дает надежду на понимание и совместную работу между ФНС России и налогоплательщиком".