Рост спроса на металлургическую продукцию подталкивает предприятия к тому, чтобы внедрять более эффективные и рентабельные технологии в производство. Чтобы стимулировать инновации в металлургии, следует поддержать отрасли, потребляющие металлургическую продукцию (машиностроение, строительство, трубная промышленность и пр.), а также продолжать защищать внутренний рынок от импорта по демпинговым ценам и поощрять экспорт металлопродукции с высокой добавленной стоимостью.
В настоящее время в России сталь выплавляется в мартеновских и доменных печах, в кислородных конвертерах и электродуговых печах. В 1990 г. более половины всей отечественной стали было выплавлено в устаревших мартеновских печах. Технология литья стали в таких печах требует в 2,5 раза больше персонала для производства стали, чем при использовании современных кислородно-конвертерных печей. Избыточность персонала в промышленности была советским наследием - большинство предприятий являются градообразующими, что накладывает существенные ограничения на возможность сокращения персонала и закрытия устаревших трудоемких производств.
Пять лет назад, в 2007 году, вклад мартеновских печей в выплавку стали в России все еще составлял большую долю - 16% (в 1990 г. - 52%, в 2001 г. - 26%). Это в числе других факторов обуславливало низкую производительность труда в металлургии - для сравнения, она составляла 33% от уровня производительности труда в США и 30% от уровня Японии. Впрочем, число таких печей снижается благодаря стремлению металлургов повышать эффективность. Кризис 2008 года и снижение спроса усилили конкуренцию среди производителей и вынудили их остановить самые убыточные производства, что стало причиной серьезного снижения вклада таких печей в выплавку стали в России - до 9,8%. Сейчас металлурги сохраняют потенциал по увеличению своей мировой конкурентоспособности. Так, доля электростали в России составляет 26,9%, в то время как в среднем по миру - около 35%. Оптимизация производства в кризис позволила некоторым российским сталелитейщикам оставаться рентабельными даже в тяжелейших условиях 1-й половины 2009 года, а в 2010 году работать с загрузкой мощностей в 90-100% при среднемировой загрузке мощностей 75-80%.
Рост потребления стали в российской экономике со стороны машиностроительного и инфраструктурного сектора стимулировал металлургов наращивать производство и обновлять свои мощности. За прошедший год удвоилось количество автомобилей иностранных брендов, производящихся в России, и при этом автомобилизация населения остается примерно в два раза ниже, чем в европейских странах. При сохранении темпов роста отечественного автомобильного парка Россия к 2016 году может выйти на седьмое место в мире по продажам автомобилей. Столь привлекательные перспективы стимулировали зарубежных автопроизводителей строить свои предприятия в России. Необходимость их локализации влечет за собой развитие смежных производств, в первую очередь связанных с поставками металлопроката. Чтобы соответствовать повышенным требованиям автопроизводителей, российские металлурги развернули широкую программу модернизации. Объем инвестиций в российскую черную металлургию с 2001 года вырос в 6,4 раза - с 31 млрд руб. до 199 млрд руб. в 2008 году. За это же время годовая выплавка стали выросла на 33% - с 51,5 млн т до 69 млн т в 2008 году.
При этом рост российской металлургии сдерживается медленным ростом спроса со стороны потребителей. Так, в 2008 году из выплавленных 69 млн т стали лишь 41 млн т был освоен российской экономикой, остальное было направлено на экспорт. Даже более чем двукратный рост темпов строительства недвижимости за последние десять лет не обеспечивает достаточного роста потребления российской металлопродукции. Вступление России в ВТО создает дополнительные возможности для российских металлургов, поскольку вынуждает отменить антидемпинговые ограничения на импорт стального проката в Европу.
На сегодняшний день в отношении российской металлопродукции (горячекатаный и холоднокатаный лист, трубы, алюминий и др.) действуют 38 ограничительных мер в 18 странах мира (ЕС, США, Турция, Австралия, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Индия, ЮАР и др.). Например, в июле 2006 года в ЕС была введена антидемпинговая пошлина на бесшовные трубы, и, по сути, она стала запретительной, практически закрыв Европу для российских трубников. Снятие данных ограничений позволит увеличить объемы экспорта с высокой добавленной стоимостью, что в свою очередь будет стимулировать обновление производства на российских предприятиях.