Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) предлагает изменить порядок перевода накоплений из одного НПФ в другой. Предложения о том, как защитить будущих пенсионеров, НАПФ направила в правительство.
Возможно, уже на следующей неделе этим вопросом займется рабочая группа по совершенствованию работы НПФ при минздравсоцразвития. Речь идет, напомним, о том, что будущие пенсионеры имеют право переводить свои накопления из фонда в фонд, написав специальное заявление. Причем для этого необязательно идти в офис НПФ. Закон разрешает воспользоваться услугами агента - по примеру страховщиков.
С "пенсионными" же агентами то и дело возникают проблемы. Их статус, права и обязанности до сих пор не закреплены в законе. В случае "прокола" привлечь недобросовестного агента к ответственности весьма не просто.
Еще один неблагоприятный момент: закон разрешает гражданину подавать заявление о смене фонда сколько угодно раз в течение года. ПФР эти заявления "складирует", а в конце года считает действительным самое последнее, по нему и переводит деньги в указанный НПФ. В результате недобросовестные агенты, по словам президента НАПФ Константина Угрюмова, имеют возможность многократно "переписывать" людей без их ведома из одного фонда в другой, всякий раз получая комиссионные.
Следующий минус - сегодня о том, что деньги переведены неправомерно, будущий пенсионер узнает раз в год, получив информационное письмо из ПФР. Иногда он уже успевает забыть, куда и почему направил деньги. Начинаются жалобы в ПФР. Нередко спорные дела приходится решать в суде.
НАПФ предлагает, не отказываясь вовсе от услуг агентов, перекрыть мошеннические "лазейки" в законодательстве: "Нужно изменить порядок подачи заявлений на перевод накоплений, увеличить минимальный срок действия договора обязательного пенсионного страхования до трех лет, упразднить институт трансферагентских соглашений ПФР с НАПФ".
"Частые переходы из фонда в фонд невыгодны не только НПФ, но и застрахованным. Если переводить накопления чаще, чем раз в три года, теряется до 1/4 годового дохода из-за транзакционных издержек", - подсчитал советник главы НАПФ Олег Колобаев.
При этом для граждан, которые действительно решили сменить фонд, НАПФ предлагает упрощенную систему перевода денег. Достаточно подписать заявление и договор о присоединении к условиям страхования, которые будут указаны в правилах каждого фонда. Сейчас гражданину требуется изучить десятистраничный договор об ОПС, подписать его в трех экземплярах и дождаться, когда ПФР удовлетворит заявку.
Рассматриваться заявления застрахованных, считают в НАПФ, должны непрерывно. В этом случае заявление от застрахованного можно рассмотреть за месяц после подачи, а деньги поступят на счет не через год, а в течение трех месяцев.
Самым спорным выглядит предложение НАПФ упразднить трансферагентские соглашения ПФР с НПФ. То есть предполагается, что соглашения с клиентами смогут заключать сами НПФ и их агенты без согласования с ПФР. "Это позволит разгрузить отделения ПФР, ускорит подачу и реализацию заявлений граждан", - считают в НАПФ. - "Кроме того, при такой схеме перед клиентом отвечает непосредственно агент. "В случае мошенничества он теряет не только работу, но и свободу, а правоохранительные органы получают возможность четкой квалификации преступления".