В опубликованной вчера в "Российской газете" статье Владимира Путина затронуты важнейшие для страны вопросы обороны. Взятый сегодня государством курс на создание новой экономики жизненно необходим для обеспечения динамичного развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК). От него зависит обороноспособность нашей страны. Все нагляднее военные угрозы во всем мире, обостряется борьба за энергоресурсы. Мы видим произошедшее с Ливией, предполагаем сценарные варианты в Сирии и Иране. И, конечно, Россия не сможет остаться в стороне от таких событий. Это означает, что развитию ОПК, созданию отвечающих существующим реалиям российских Вооруженных сил с современным вооружением должно быть уделено первостепенное внимание. От этого в буквальном смысле зависит жизнеспособность нашей страны.
Базовым направлением создания новой экономики и укрепления обороноспособности является создание инновационного конкурентоспособного машиностроения. Здесь большой комплекс накопившихся проблем.
Во-первых, необходимо решить системообразующие финансовые вопросы функционирования машиностроительного комплекса, обеспечить стабильное финансирование предприятий, в первую очередь ОПК, исключив из практики ставшие уже традиционными так называемые финансовые навесы. Целесообразно пересмотреть некоторые требования Налогового кодекса, например, в части снижения налогообложения доли прибыли, идущей на развитие предприятий, отменить НДС и таможенные пошлины на ввозимое высоко производительное зарубежное оборудование и комплектующие.
Во-вторых, законодательно оформить необходимые условия функционирования ОПК. Необходимо регламентировать порядок планирования ГОЗ, установки жестких условий, обеспечивающие дисциплину заказчика и исполнителя, ответственность за своевременное заключение контрактов и оплату по ним. Актуально также регламентировать порядок формирования цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ, а также его распространения на комплектующие изделия, изготавливаемые предприятиями-соисполнителями.
Ценообразование - очень важный аспект формирования ГОЗ. Главное в нем - установление ориентиров по ожидаемой рентабельности военной продукции.
По оценкам экспертов, применение Минобороны России подхода к определению прибыли в размере 20% от собственных затрат и 1% от привнесенных расходов приводит к уровню рентабельности менее 7%. О каком техническом перевооружении, инновационном развитии можно вести речь при таком подходе?
Для того чтобы обеспечить необходимый уровень рентабельности, предлагается установить его в размере не менее 30% к собственным затратам предприятий. При этом не менее 30% чистой прибыли предыдущего года они должны направлять на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства для молодых специалистов, погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.
Очень важно обеспечить кредитование в коммерческих банках под гарантии минобороны с отнесением затрат по обслуживанию кредита на себестоимость продукции. Законодательно регламентировать порядок формирования, уточнения и снятия мобилизационных заданий производственным организациям.
В настоящее время в отечественном машиностроении чрезвычайно актуальна проблема подготовки, воспитания и удержания квалифицированных кадров. Если еще несколько лет назад основным фактором, сдерживающим развитие промышленности, был недостаток финансирования, то теперь наиболее остро ощущается дефицит в кадровом ресурсе. Иначе говоря, старый лозунг "Кадры решают все!" приобретает новое звучание. И особенно он актуален для инновационного машиностроения и сферы ОПК, где средний возраст работающих уже превышает 50 лет.
При решении кадровой проблемы необходимо добиться резкого повышения производительности труда. Конечно, в первую очередь это следует делать мерами материального стимулирования, хотя и другие способы мотивации работников также могут с успехом применяться. Это - область регулирования собственников предприятий, но многое можно сделать и на государственном уровне. Например, внести изменение в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" по освобождению молодых специалистов, работающих на предприятиях ОПК, от службы в рядах Вооруженных сил РФ. Понимаем, что это может создать дополнительные проблемы для системы комплектования Вооруженных сил рядовым составом. Но, с другой стороны, молодые люди служат один год, а квалифицированного рабочего и грамотного инженера нужно готовить минимум 5-10 лет.
Поэтому такая мера в долгосрочной перспективе себя оправдывает.
Мы считаем, что нужно попытаться в еще не принятом законопроекте "Об образовании в Российской Федерации" восстановить систему профтех образования и порядок распределения выпускников технических вузов на предприятия с дальнейшей работой не менее 2 лет по специальности, ввести бесплатное среднее, среднетехническое и высшее (первое) обучение, обеспечить компенсации со стороны государства промышленным предприятиям, направляющим своих специалистов на обучение за рубеж по инженерному профилю.
Если говорить о приоритетных задачах текущего 2012 г., то необходимо разработать меры по парированию негативных последствий для отечественного машиностроения при вступлении России в ВТО. Предполагается разработать и принять комплекс Технических регламентов, предназначенных для обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей мерами нетарифного регулирования. Таким образом, предстоит большая планомерная работа по совершенствованию федерального законодательства.
От правительства РФ мы ожидаем поддержки в создании полноценной системы государственного стратегического планирования и управления развития промышленности и ОПК. Фактически речь идет о законодательном и нормативно-правовом оформлении Государственной программы вооружения, которая очерчивает перспективы и взаимоувязывает по срокам и результатам ежегодные ГОЗ. Надо четко понимать, кто и в какие сроки формирует Государственную программу вооружения и кто несет ответственность за невыполнение предусмотренных ею мероприятий.
В этом плане чрезвычайно актуально для ОПК решение проблемы так называемых длинных денег. В условиях, когда государственный бюджет формируется максимум на 3 года, а Государственная программа вооружений - на 10 лет, неминуемо возникает разрыв в финансовых потоках. Необходимо решить вопрос о сбалансированном развитии ОПК и экономики в целом. Нужно на основе включения полезных плановых инструментов законодательно обеспечить такие условия функционирования ОПК, которые гарантирует ему предсказуемое финансирование на длительный период. Другой важный вопрос на повестке дня - создание понятной всем исполнителям и заказчикам системы заказов, поставок и ремонта вооружения, обеспечивающей не только дисциплину исполнителей, но и заказчиков.
Общими усилиями нам необходимо создать полноценную систему стратегического управления, которое будет сочетать относительно мягкие индикативные инструменты в законодательной сфере и административные меры исполнительной власти. Управления, которое в сфере разработки и создания современных вооружений будет охватывать и рационально сочетать все фазы этого процесса - от НИОКР и серийного производства до ремонта и утилизации - и обеспечивать сбалансированное функционирование отраслевых НИР, военных представительств и заказывающих управлений министерство обороны.