БелАЗ разработал самосвал с дистанционным управлением

Легко ли управлять карьерным БелАЗом, перевозящим в кузове 130 тонн руды или угля? Некоторые говорят: не сложнее, чем легковым автомобилем. Не верьте!

Однажды я попробовал порулить таким гигантом по обкаточному кольцу Белорусского автозавода в Жодино. Забирался в кабину по почти вертикальному трапу, как на боевом корабле. Усевшись за руль, я вдруг оказался на высоте двухэтажного дома. Да, машина динамично отзывается на педаль газа (в ней установлены электрические мотор-колеса), быстро замедляется. Но соизмерить действия с многометровыми габаритами гиганта психологически оказалось очень непросто. И это при езде по кругу, где нет препятствий и других участников движения. А что говорить про реальный карьер, где снуют на пятачке сразу несколько самосвалов, да еще надо подставить кузов точно под ковш огромного экскаватора. Представив это, я почти физически ощутил за спиной многотонный груз, под тяжестью которого самосвал, как штангист, изо всех сил напрягается, кряхтит стальным нутром, кренится на поворотах, и поспешил покинуть кабину. А в оправдание себе подумал: ну, не мое это - управлять таким тяжеловозом.

Однако недавно, вновь оказавшись на БелАЗе, я изменил свое мнение. Как и в тот раз, уселся в кресло водителя. Под ногами - три привычные педали, под рукой - шоферская баранка, перед глазами - панель приборов с десятками датчиков и указателей. Отпускаю стояночный тормоз и... наблюдаю сразу на трех мониторах, установленных передо мной полукругом, как где-то за полкилометра от пульта на испытательном полигоне тронулся с места и набирает ход огромный 130-тонный самосвал. Конечно, психологические ощущения совсем другие - будто управляешь по радио детской машинкой. Игра, а не работа!

- Чтобы управлять самосвалом на расстоянии, мы разработали и изготовили удаленное рабочее место оператора с эргономикой управления, соответствующей кабине карьерного самосвала: приборной панелью, рулевым колесом и органами управления, необходимым количеством дисплеев для адекватного восприятия дорожной обстановки, аудиосистемой и беспроводной системой передачи данных. Серийный самосвал оснастили дополнительно видеокамерами, исполнительными механизмами, беспроводной системой передачи данных, - поясняет начальник бюро электронных систем управления главного конструктора Белорусского автозавода Евгений Гучек. - Особое внимание уделили обеспечению безопасности. Вдруг пропадет связь с самосвалом или система управления даст сбой? В этом и подобных случаях должна обеспечиваться возможность безопасного останова всех операций, выполняемых самосвалом, и сохранения его в неподвижном состоянии. За это отвечает аварийный модуль. Имеется система предупреждения о препятствиях в невидимых оператору секторах, есть и другие новации.

Может показаться, что ничего особо сложного во всем этом нет. Ведь и на серийных легковых автомобилях устанавливается автоматическая система управления. Однако это тот случай, когда размер имеет значение. Чтобы управлять стальным гигантом, нужно совершенно иное оборудование. Этот проект по праву можно назвать белорусско-российским: в нем задействованы белорусское предприятие и российская компания. Опытный образец карьерного самосвала БелАЗ-75137 с дистанционным управлением был собран полтора года назад. А недавно в Жодино во время ежегодной международной научно-практической конференции автозаводцы показали в действии более продвинутую версию самосвала, которая вызвала неподдельный интерес. На заводе надеются, что к концу года он материализуется в реальные заказы, и готовы их выполнить.

Ожидается, что в 2013 году БелАЗ изготовит карьерный самосвал грузоподъемностью 420 - 450 тонн. Он будет самым большим в мире. Кстати, 96% продукции идет на экспорт

Однако зачем в реальном карьере такая "игрушка"? Специалисты пояснили: человек в кабине самосвала-гиганта становится самым "тонким звеном", что ставит под угрозу работу всего транспортного конвейера. Добыча полезных ископаемых из года в год в мире стремительно растет и квалифицированных водителей зачастую не хватает. К тому же карьеры строятся все дальше от обжитых мест, значит, приходится завозить людей издалека, создавать им комфортные условия для проживания. Это недешево. А кроме того, карьеры все глубже уходят в землю, там концентрация отработавших газов и вредной пыли зашкаливает. Вот далеко не полный перечень причин, по которым целесообразно заменить человека в машине оператором, находящимся в комфортабельном кабинете за километры от карьера.

Однако и это - не предел инженерных мечтаний. На БелАЗе уже думают над тем, как автоматизировать весь комплекс добычи и перевозки полезных ископаемых.

- Как и конкуренты, мы интенсивно работаем над созданием модели интеллектуального карьера, - посвящает в будущее корреспондента "СОЮЗа" главный конструктор Белорусского автозавода Олег Степук. - Чтобы не просто по радио управлять самосвалом, погрузчиком или экскаватором. Но чтобы электроника сама подсказывала им, как действовать в той или иной ситуации. Человек в этом случае превратится в диспетчера-контролера, который может находиться за сотни километров и будет вмешиваться в процесс только в экстренных ситуациях.

Беспилотный самосвал - это подтверждение того, как целеустремленность и слаженная работа всего коллектива могут осуществлять самые смелые и амбициозные проекты.

авторитетно

Леонид Хохолко, начальник департамента автотранспорта ОАО "СДС-Уголь", Кемерово:

- Перспективы сотрудничества с Белорусским автозаводом огромны. Нам нужны новые, более мощные самосвалы, и мы планируем закупать их именно у БелАЗа. Особенно мы отмечаем высокий технический уровень и качество самосвалов грузоподъемностью 220 и 240 тонн, их отличную производительность, экономичность и эффективность в эксплуатации.