В минэкономразвития прорабатывают детали нового законопроекта о налоге на роскошь, заявила журналистам глава ведомства Эльвира Набиуллина. По ее словам, повышенным сбором будут облагаться собственники жилья с площадью выше 1000 квадратных метров и владельцы машин мощностью от 250 лошадиных сил.
При этом окончательные цифры министерством еще не определены. "Транспортный налог мы сейчас смотрим, какую мощность автомобиля взять, делаем разные расчеты", - цитируют Набиуллину информационные агентства.
С жильем тоже пока все не ясно. По словам министра, налог на роскошное жилье вводится на одно помещение, если его размер превышает тысячу квадратных метров. Однако Набиуллина не исключила суммирования площадей жилья, находящегося во владении собственника. "Если мы сможем это администрировать", - уточнила министр.
Кстати, на сколько поднимутся ставки транспортного налога и налога на имущество физических лиц, Набиуллина сообщить пока не готова. Но, по ее словам, в вопросе повышения ставки сбора за роскошь нужно идти от пропорции квартир и людей. "Этот налог не может коснуться больше десяти процентов населения", - добавляет министр.
В мировом опыте существуют и другие формы сбора подобного налога. Так, например, в США он заменен повышенной ставкой НДС на товары класса "люкс".
"Схема, которую предлагают в минэкономразвития все же выгоднее", - считает заместитель директора Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. По его словам, схема сбора через НДС плоха тем, что он платится только при покупке. Если же повысить ставки транспортного и имущественного налогов, как предлагают в минэкономразвития, то раскошеливаться за нажитое придется уже ежегодно. "Кроме того, если собирать налог на роскошь через НДС, то есть риск даже подрыва местного производства. В Китае обложили налогом драгоценности, и их стали покупать за границей", - рассказал Миронов.
В свою очередь, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает рамки богатства, озвученные сегодня Набиуллиной, несправедливыми для среднего класса. "Главный вопрос не в том, как собирать налог на роскошь, а в том, что к этой роскоши относить", - считает эксперт. По словам Николаева, если считать "сверхпотреблением" автомобиль мощностью 200-250 лошадиных сил, то в этот диапазон попадает ряд марок, весьма популярных у людей со средним достатком. "Думаю, здесь надо начинать в крайнем случае от 350 лошадиных сил. И, естественно, налог должен собираться только с новых автомобилей", - уверен аналитик.
А вот порог в 1000 квадратных метров, с которого обычная недвижимость превращается в роскошную, Николаев считает очень высоким. "Здесь стоит начинать уже с площади в пятьсот квадратных метров", - считает он.
По мнению экспертов, с внедрением налога на роскошь может появиться ряд проблем. Валерий Миронов считает, что много денег в казну он не принесет. "Кроме того, есть вероятность, что ряд действительно богатых людей станет меньше внимания уделять благотворительности, посчитав, что все, что они могли - уже заплатили. На эту тему стоило бы провести отдельное исследование", - считает аналитик.
"При введении налога на роскошь нужно избегать и дифференциации по регионам", - полагает Игорь Николаев. По его словам, существует опасность перерегистрации дорогих авто в тех регионах страны, где ставка транспортного налога ниже.
Антон Сафонов, аналитик Инвесткафе:
- В целом введение такого налога является достаточно логичным шагом, поскольку это действительно позволит выровнять налоговую нагрузку. Однако, на мой взгляд, вместе с ростом налогов для "богатых", необходимо снижать и налоги для "бедных", иначе все эти инициативы являются только попыткой пополнить бюджет дополнительными доходами, прикрытые необходимостью экономического стимулирования.
С точки зрения огромного нефтегазового дефицита бюджета, который в 2013 году планируется на уровне 10,3 процента ВВП, России необходимы источники дополнительных доходов. Поэтому рост налогов необходим для пополнения бюджета. С учетом того, что собираемость налогов далека от идеала, то введение новых налогов без реформирования и модернизации налоговой системы вообще будет иметь не так много толка. Кроме этого, рост налоговой нагрузки может привести к массовому уходу "в тень", что еще больше снизит налоговые поступления.
Параметры, которые названы вполне очевидны, но если с недвижимостью более 1000 кв. м еще можно согласиться, то дополнительный налог для автомобилей с мощностью 250 л.с. - это не совсем правильно.
Во-первых, такой автомобиль уже облагается транспортным налогом, а, во-вторых, 250 л.с. - это не такая высокая мощность, и соответствует серийным и достаточно распространенным автомобилям, поэтому вряд ли это можно назвать "сверхпотреблением", поэтому в отношении автомобилей необходимо учитывать и ее рыночную стоимость. В любом случае, перед введение придется проделать очень большую работу, в том числе на законодательном уровне, и вряд ли введение налога возможно ранее 2014 года.