Упростить схему проверки всех желающих улететь на самолете можно. Причем упростить настолько, что добропорядочный пассажир, который не собирается ничего взрывать или угонять, даже не заметит какого-либо досмотра.
Источники в службах безопасности авиакомпаний рассказали корреспонденту "Российской газеты", что уже разработана концепция принципиально новой системы предотвращения террористических актов. Мы сознательно не называем фирмы разработчиков, авиакомпании и аэропорты, но рассказываем о самом принципе - как могло бы и должно быть.
Итак, муторную процедуру, когда пассажир, прибывая в аэропорт за два часа, простаивает в очередях регистрации и досмотра, снимает часы, ремни, цепочки и обувь, выворачивает карманы, сумочки и барсетки, вполне можно избежать. Действительно, после такого обыска порой уже ничего не хочется - ни отпуска, ни полета. Не лучше ли, если есть возможность, поехать поездом или на машине?
Разработчики новой концепции утверждают, что всю процедуру досмотра авиапассажир сможет пройти буквально за минуту. Максимум, что от человека потребуется, показать билет и паспорт. Пассажира и багаж незаметно исследуют видеокамеры и всяческие скрытые детекторы - в том числе газоанализаторы, способные обнаружить малейшие признаки взрывчатки. А за мимикой и поведением человека наблюдают специалисты. При этом компьютер, изучив фотографию и паспортные данные, быстренько выискивает в базах данных возможный компромат. Если все в порядке, человек без запинок проходит в самолет по так называемому "зеленому" коридору. Впрочем, цвета коридоров не принципиальны и могут меняться - дело вкуса.
Если у службы безопасности есть хоть какие-то сомнения - человека пригласят в "синий" коридор. Вот там, видимо, придется побеседовать с "человеком в штатском" и подвергнуться более пристальному досмотру.
Ну а коль компьютер сообщит, что конкретный пассажир находится в розыске, числится в списках экстремистской или террористической организации, то его участь будет решаться уже в "красном" коридоре. Не исключено, что из аэровокзала несостоявшийся пассажир может отправиться в камеру предварительного заключения. Специалисты подсчитали, что при нынешних самых тщательных проверках сохраняется примерно пятипроцентная возможность террористического акта или какого-либо криминала. Вот эти пять процентов и должны остаться в "красном" коридоре. Вернее, - в тупике.
Почему именно такой системы безопасности нет до сих пор? Может, нет нужных технологий, приборов? Источники "РГ" в службах безопасности утверждают, что необходимые "железяки" и персонал имеются - нет заказов у руководства авиакомпаний. Вот когда появится благоприятная экономическая ситуация, то есть пассажиры начнут "голосовать" рублем или, скажем, случится коллапс в аэровокзале - люди не успеют из-за досмотра попасть на свой рейс, тогда, возможно, что-то сдвинется с мертвой точки.