Репертуар Екатеринбургского театра оперы и балета пополнился эксклюзивом - оперой "Графом Ори" Россини.
Для большинства населения нашей планеты Джоаккино Россини - это, конечно же, "Севильский цирюльник", который считается едва ли не обязательной составляющей оперного репертуара. Лишь недавно представление российской публики о композиторе за счет "Золушки" расширила Новая опера. Можно считать, что Екатеринбургский оперный преподнес Маэстро Россини подарок: премьера "Графа Ори" состоится в его 220-ый день рождения.
В "Графе" достигший творческой зрелости композитор решил показать, на что он способен, застолбить за собой звание лучшего французского композитора (опера написана на французском языке). О популярности "Графа" говорит хотя бы Стендаль в "Красном и черном": всякий уважающий себя светский человек обязан был прослушать это произведение. Стремление к нарочитой мастеровитости подвигло Россини сочинить головокружительные, требующие большого объема воздуха партии, которые не каждому певцу по силам. Видимо, поэтому после четверти века на французской сцене успех "Графа Ори" постепенно сошел на нет.
Однако последние пару лет виртуозные рулады и искусные речитативы вновь обрели своего слушателя. "Графа" поставили в Метрополитен, в Цюрихе Графиню пела великая Чечилия Бартоли (кстати, ее карьера началась с дебюта в этой же опере - в Ла Скала она пела Пажа). Дива ясно сформулировала: "Почему так редко поют Россини? - Да потому что это сложно!" По ее мнению, если спел Россини, считай, карьера сложилась, творческое долголетие обеспечено - голос сохранится на протяжении долгих лет.
Екатеринбургский оперный театр не испугался непростой задачи, высоких нот и плавных пассажей. Даже если не брать во внимание уникальность и сложность музыкального материала, постановка для театра во многом революционна, прежде всего, с точки зрения сценографии. Главный художник Ленкома Алексей Кондратьев спаял воедино супрематизм и готику, поместив персонажей в абстрактное пространство с элементами романской крепостной архитектуры. Жанр комической оперы обязывает к иронии, и в качестве привета античной Греции на сцене символами классической трагедии появляются то скульптурные персонажи, обычно лежащие в углах фронтонов, то амазонки с копьями. В финале оперы, окончательно спасая невинность от поругания, на сцену выходят 33 богатыря.
Сюжет "Графа Ори" вечен и тиражировался еще до Эсхила. Граф-развратник, прикидываясь то святым отшельником, то монашенкой, пытается соблазнить графиню, которую в конечном итоге спасает паж Изолье - необычайно трогательный в исполнении Надежды Бабинцевой (это не первая ее травестийная партия, она поет Керубино в "Свадьбе Фигаро"). Непосредственно соблазнение режиссер Игорь Ушаков поставил почти балетно: сложнейший терцет герои поют, медленно двигаясь в пластике современного танца, причем по большей части - в партере. Чувственное сочетание сильного меццо Бабинцевой, виртуозного сопрано Натальи Мокеевой (Графиня) и тенора выпускника Московской консерватории Дмитрия Трунова, думается, не оставит в зале равнодушных.
Переодевания графа и его 14-ти рыцарей в дамское платье (беспроигрышный комический ход), эротичная кульминация, головокружительное пение и Россини буквально осуждены на успех у публики.