Сергей Степашин предостерег от форсированного введения уголовной ответственности для чиновников, если их расходы существенно превышают доходы. "Коррумпированный откупится, а вот честного начнут стращать: не поделишься - сядешь".
Степашин считает, что нужно ограничить круг должностных лиц, чьи расходы должны контролироваться. Это могут быть, например, правоохранители и те чиновники, что занимают действительно "коррупциогенные" посты. Связанные, например, с распределением бюджетных средств, управлением госимуществом, лицензированием, оказанием иных дефицитных госуслуг. Классификатор таких должностей нужно утвердить специальными законодательными актами, считает глава СП.
При этом он призвал тщательно изучить предложения ряда экспертов о проведении так называемой "имущественной амнистии". "Что из крупных активов сегодня у чиновников и их семей имеется в собственности или в пользовании - то пусть и останется. А вот с конкретно определенного дня за все существенные приобретения спрашиваем уже по полной. Здесь есть, я считаю, рациональное зерно".
Сергей Степашин призвал к поиску чувства меры при замене уголовного наказания за коррупционные преступления кратными штрафами. В качестве примера он привел январское решение Верхсуда Татарстана, который приговорил главу Верхнеуслонского района республики Александра Тимофеева к выплате 60-кратного размера полученной им пятимиллионной взятки. "А если выплата в 300 млн рублей не под силу ему и его родственникам? - размышляет Степашин. - Кредит брать? А ведь в Уголовном кодексе не сказано, за что конкретно полагается 20-кратный штраф, а за что 60-кратный. Налицо повод для коррупционного торга с судом".
Как будет меняться УК? По словам Сергея Степашина надо вести речь не об изменении Уголовного кодекса, а о его комплексной модернизации. Отдельные статьи УК и так то и дело меняют. Однако декриминализация составов нетяжких правонарушений и общая гуманизация наказаний с параллельным ужесточением ответственности за коррупцию сами по себе не решают главной системной проблемы УК. "Я согласен с позицией Владимира Владимировича Путина: этот Кодекс плохо состыкован с российским экономическим законодательством и с вытекающим из него пониманием прав и мотивов поведения субъектов экономики". Именно потому экономические статьи стали излюбленным орудием в корпоративных конфликтах, при рейдерских захватах собственности и организации "крыш" над успешными бизнесами, заметил Степашин. К примеру, большинство уголовных дел экономической направленности возбуждается по "мошеннической" статье 159, зачастую, вне зависимости от того, имело место хищение или нет. При этом в российских Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах слабо обеспечена защита имущественных прав потерпевших. Это могло бы стать одной из составляющих наказания. Например, в виде адекватной компенсации родственникам убитого, которую им выплачивал бы убийца, считает Степашин.
Желающим приобрести названный номер журнала следует перечислить за один экземпляр 75 рублей (включая оплату за пересылку и НДС) по реквизитам: 125993, г. Москва, ЗАО "Библиотечка РГ", ИНН 7721017444, КПП 772101001, р/с 40702810200000002764 в ОАО АКБ "ЛЕСБАНК", г. Москва, к/с 30101810500000000694, БИК 044579694, код ОКОНХ 87100, код ОКПО 36557391. В платежке укажите ваш обратный адрес с индексом и название издания: "Юрист спешит на помощь", N 3.