Цветочный бизнес готовится к самому кассовому празднику - 8 Марта. В канун женского дня цены на срезанные цветы взлетают до небес. Роза может стоить 300 рублей, тюльпан - 100 рублей.
Таких цен нет нигде в мире, даже на краю света, в Гренландии, где почти все привозное, роза зимой и летом стоит не более доллара. Но там не бывает ажиотажного спроса, а у нас бывает, потому что женщинам на их праздник принято дарить цветы дома, на работе, в дружеской компании, и мужчины не жалеют на это средств. А торговцы цветами не прочь на этом нажиться - такой уж у них бизнес. Магазин, который делает в обычные дни 80-100 тысяч рублей оборота, за три-четыре дня перед 8 Марта может заработать 4-5 млн рублей.
Цветочники оправдывают высокие цены неизбежными потерями, непроданные цветы быстро приходят в негодность, их стоимость автоматически закладывается в цену цветка. Плюс транспортировка и растаможка. Риски, конечно, велики: в теплице цветы могут погибнуть от болезни или мороза, а купленные на аукционе за границей - увязнуть на таможне. И все-таки тот, кто пришел в цветочный бизнес, из него не уходит.
Сегодня объем российского рынка срезанных и горшечных растений оценивается примерно в 2 млрд долларов в год. Доля Москвы в общем цветочном бизнесе - около 600 млн. По мнению участников рынка, темп роста рынка живых цветов составляет около 25% в год благодаря увеличению объемов розничной торговли.
По данным Флористического союза, около 90% российского рынка цветов обеспечены импортными поставками. Россия является крупнейшим импортером цветов в мире, по последним данным, она входит в шестерку стран - лидеров по импорту срезанных цветов всех видов. Впереди России только такие потребительские рынки, как США, Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция.
В российском импорте срезанных цветов преобладают розы. По расчетам агентства Global Reach Consulting, доля роз в общем объеме импорта в натуральном выражении в 2010 году составила 40%. Большая часть срезки роз в Россию поставляется из стран Южной Америки. Более 60% импорта как в натуральном, так и в стоимостном выражении - это розы из Эквадора. Эквадорские розы отличает высокое качество, цветы выдерживают длительную транспортировку, имеют хорошие характеристики стойкости. На втором месте по объемам импорта роз среди стран-поставщиков, по данным за 2010 год, находится Колумбия. Основная часть импорта гвоздик поступает в РФ из Колумбии, Эквадора и Турции. Таиланд является главной страной происхождения импортных орхидей на российском рынке свежесрезанных цветов. Подавляющая часть импорта хризантем на наш рынок поступает из Нидерландов.
Ежегодно в нашу страну прибывает свыше 20 тонн срезанных цветов. Однако точную оценку импорту цветов дать сложно, так как большая доля продукции поступает на территорию страны по "серым" схемам. По оценке исполнительного директора Флористического союза Сергея Попова, по таким схемам к нам поступает 40% импортных поставок. Таможенники считают цветы поштучно и взвешивают товар по килограммам. На дорогие цветы выше и таможенная пошлина. Поэтому находчивые цветочники действуют по стандартной в таких ситуациях схеме - указывают другое наименование товара. Не обошли такие случаи и предстоящий праздник. На российской границе таможенники остановили партию, в которой провозились дорогостоящие цветы под видом дешевых.
Российское производство в последнее время испытывало бурный рост (темпы роста в 2006 г. составили 124%, в 2007 г. - 128%, в 2008 г. - 132%), сменившийся падением на 9% в 2009 г. Производство свежесрезанных цветов распределено неравномерно по федеральным округам России. Так, около половины от всего объема цветов было срезано в теплицах Центрального федерального округа. Крупнейшими предприятиями в округе считаются: комбинат "Розовый сад", Ульяновский совхоз декоративного садоводства, агрофирма "Косино", фирма "Галантус". На втором месте по объемам срезки цветов Южный федеральный округ. Как считает коммерческий директор тепличной компании Rose Hill Арам Мовсисян, главное преимущество российских производителей состоит в том, что местные цветы не вянут гораздо дольше привозных, да и таможенных рисков никаких. То есть в Голландии цветы поступают на аукцион, после аукциона в лучшем случае их везут самолетами, а обычно - фурами. Еще и на таможне он неизвестно сколько простаивает. Дистрибьюторы получают его через семь или даже через десять дней после срезки. А российские срезы поступают на прилавок через два-три дня.
По словам директора тепличного комплекса "Мокшанский" Арсена Симоняна, цветами в России занято около 120 га. Новые тепличные хозяйства в России работают по голландской технологии. Из-за границы привозят тепличные каркасы и даже стекло. Садовники - тоже из Европы, им платят до 5 тысяч евро в месяц. Начинать тепличный бизнес на территории менее 3 гектаров нет смысла. Первоначальные затраты - около 10 миллионов евро, а срок окупаемости - 5-7 лет. Пока наши цветы уступают голландским, французским и тем более эквадорским, но, по мнению эксперта, разрыв сокращается.
Оптовые цены на российские цветы почти такие же, как на импорт. Розу предлагают в среднем за 30-40 рублей. Сейчас розу на голландском аукционе можно купить за 20-40 евроцентов. Это 8-16 рублей. Легальная таможня обойдется в 30%, но к ним надо прибавить "дополнительные расходы". Плюс еще доставка. Получается, импортеру остается немного. С другой стороны, себе стоимость выращивания цветов в российских теплицах выше, но ненамного. Поэтому конкуренция еще не столь высока.
Эксперты, однако, полагают, что вряд ли наши тепличные хозяйства смогут когда-нибудь полностью удовлетворить спрос на цветы внутри страны. И дело здесь не только в малых объемах производства. Россия никогда не сможет угнаться за богатейшим ассортиментом цветов из той же Голландии. Эта страна поставляет нам свыше тысячи наименований различных растений, в том числе роз с высокими мощными стеблями и крупными бутонами, которые у нас не выращивают.
Как и любой бизнес, цветочный имеет свои особенности. В Европе, к примеру, среди цветочных магазинов существует своя иерархия: самые демократичные торговые точки - павильоны у метро, где представлены два-три десятка букетов и срезанные цветы. Магазины находятся вдалеке от деловых центров, они обычно небольшие и недорого оформлены. Летом горшечные растения выставляются на улице, у входа в магазин, на мобильных стеллажах. В помещении - срезка, композиции, несколько букетов и столик флориста. Салоны цветов, как правило, располагаются рядом с дорогими бутиками. Стремясь к эксклюзиву, их часто оформляют в стиле арт-деко - с антикваром в интерьере. Бывают и салоны-оранжереи, куда люди приходят отдохнуть и полюбоваться цветами, причем иногда в таких салонах платный вход.
В Европе цветочный бизнес находится преимущественно в мужских руках. У нас розничная продажа цветов в Москве отдана женщинам-предпринимателям. Они сами ездят к оптовикам за свежей продукцией, сами ее отбирают, загружают и разгружают. В Москве цветочный бизнес - дело нелегкое. К примеру, накануне 8 Марта требуется занимать свою очередь к оптовику за цветами в 3 часа ночи, а потом стоять у прилавка еще почти сутки. Но в погоне за прибылью нашим женщинам ничего не страшно. Самыми "хлебными" для цветочниц являются периоды 28-31 января, 14 февраля, 9 мая, 1-12 марта и 1 сентября. У опытной хозяйки киоска ни один цветок не пропадет - сломанные укладывают в корзиночки или делают из них икебану.
Потребителей срезанных цветов можно условно разделить на три группы. Первая - люди, готовые потратить на букет не более 600-900 руб. Они обращают внимание не на качество цветов, а на цену, поскольку букет для них - формальность. Во второй группе покупатели, которые ценят качество цветов, профессионализм флористов и уровень обслуживания. Третья группа - знатоки, гурманы, которые предпочитают букеты известных флористов.
Однако спрос на цветы низкого ценового сегмента пока значительно превышает спрос на дорогую продукцию. Среднему россиянину для покупки букета сегодня еще нужен повод. Но в будущем, с ростом доходов, цветы будут приобретать "просто так", чтобы порадовать себя и близких. Это вселяет надежду, что слова "российский цветочный бизнес" будут подразумевать не только продавцов, но и производителей.