Эксперт: В РФ стремительно развивается корпоративное добровольчество

Корпоративное добровольчество в России сегодня стремительно развивается как одно из направлений социальной ответственности бизнеса. В основном его реализуют крупные транснациональные корпорации, у которых есть соответствующие ресурсы и технологии.

Что касается среднего бизнеса, у его представителей пока в наличии лишь внутренняя готовность реализовывать программы по корпоративному добровольчеству, однако этому мешает недостаток опыта и организационных навыков. Объединить усилия компаний и некоммерческих организаций в реализации социальной добровольческой деятельности призвана программа "Социальная сеть добровольческих инициатив - "СоСеДИ", которая была представлена на "круглом столе" "Корпоративное добровольчество как форма социализации бизнеса". Программа инициирована Межведомственным координационным советом по развитию добровольчества в ЦФО совместно с общероссийской общественной организацией "Деловая Россия".

Цель проекта - оказать помощь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, при участии предприятий среднего и малого бизнеса и социально ориентированных НКО. Главными партнерами в реализации социальных проектов с участием добровольцев должны выступить региональные отделения "Деловой России". Основная ставка в программе сделана на компании среднего бизнеса: крупный самодостаточен в реализации социальных инициатив, малый не располагает ресурсами, в то время как средний и готов участвовать в программах корпоративного добровольчества, и имеет для этого средства, однако ему не хватает организационных ресурсов, знаний и технологий.

Предполагается, что Межведомственный координационный совет по развитию добровольчества в ЦФО будет оказывать организационную помощь в программе и предоставлять информацию, "Деловая Россия" станет приглашать к сотрудничеству компании среднего бизнеса, а НКО будут назначать координатора проекта и заключать договора. Стартовой площадкой для программы "СоСеДИ" станет Московская область, а с мая начнется реализация в регионах. По замыслу инициаторов программы ее реализация даст власти и обществу решение социально значимых проблем, а среднему бизнесу - репутационный и социальный капитал, укрепление отношений с региональной властью, привлечение новых партнеров и сотрудников, развитие корпоративной культуры, социальную рекламу бизнеса. Для самих сотрудников-добровольцев участие в программе - это возможность самореализации и развития личности, а также расширение социальных связей и коммуникативных навыков.

Корпоративное добровольчество - это уникальное явление, развитие которого в организации работает на разные заинтересованные стороны. С одной стороны, это способ для компании внести реальный вклад в развитие общества, а также поощрить своих сотрудников, помочь им сделать что-то доброе для тех, кто рядом, кто нуждается в поддержке. С другой стороны, корпоративное добровольчество влияет и на самих сотрудников, и на компанию в целом. Многие организации за рубежом и в России применяют его для формирования корпоративной культуры, а также как средство сплочения сотрудников и повышения их лояльности.

- Зачем придумывать искусственную тему для тимбилдинга, если можно выбрать что-то важное для общества? Это очень правильный ход мысли, и многие компании сегодня думают именно так. К тому же участие в корпоративных добровольческих программах вносит разнообразие в рутинную работу, сотрудники видят живую отдачу, у них появляется гордость за свою компанию и дополнительная мотивация для работы, - говорит Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, директор Агентства социальной информации. По ее словам, последние исследования, проводимые на Западе, подтверждают, что при выборе работы потенциальные сотрудники все чаще обращают внимание не только на зарплату и репутацию компании, но и на ее имидж как ответственного работодателя. "Пока у нас этого тренда нет, но, я надеюсь, скоро он придет и к нам. Это еще одна причина, чтобы задуматься о развитии программ корпоративного добровольчества", - отметила эксперт.

В России сегодня существуют разные проявления корпоративного добровольчества. Это помощь в устройстве экологических объектов, сохранение памятников архитектуры, выезд в детские учреждения, помощь в ремонте, а также поддержка пожилых, инвалидов - вариантов масса. Большой популярностью пользуется также корпоративное донорство. Как отмечают эксперты, во многом это связано с хорошей организацией этой системы. Специальная лаборатория приезжает прямо в офис, где проводит экспресс-обследование сотрудников, готовых участвовать в акции, и осуществляет забор крови. В ходе "круглого стола" крупные корпорации рассказали о своем опыте участия в подобных мероприятиях, в частности, по словам представителя корпорации Coca-Cola, в последней акции по корпоративному донорству участвовали почти 170 сотрудников компании.

Елена Тополева-Солдунова также обратила внимание, что в этом году в России будет принят национальный стандарт ИСО 26000 по социальной ответственности. Это документ, который был разработан Международной организацией по стандартизации, сейчас он уже переведен на русский язык и будет принят как российский национальный стандарт. Он прописывает понятие социальной ответственности, все ее принципы, как ее выстроить в организации. При этом стандарт адресован всем типам организаций. "Мы привыкли, говоря о социальной ответственности, долгое время предполагать, что речь идет только о компаниях. На самом деле понятие социальной ответственности должно относиться и к бизнесу, и к государственным организациям, и к негосударственным организациям. И вот как раз этот стандарт разъясняет, каким образом это понятие может применяться в разных типах организаций", - заключила эксперт.