Более 60 процентов федеральных трасс не соответствуют нормативам
Создание в нынешнем году системы дорожных фондов поможет улучшить состояние дорожного хозяйства страны. Такая мысль прозвучала на недавнем "круглом столе" "Дорожные фонды и общественный контроль за их использованием". Заместитель министра транспорта Олег Белозеров напомнил, что в свое время такие фонды уже существовали, но в 2000 году были отменены. Результаты не заставили себя ждать. Федеральные расходы на содержание дорожного хозяйства упали с 1,6% от ВВП до 0,7%. А в регионах этот показатель оказался еще хуже - 0,6%. В итоге по всей России в год ремонтировалось в лучшем случае 3500 км автодорог и строилось новых 300-400 км при потребности 7500 и 6700 км соответственно.
Это привело к деградации дорожной сети. По данным прошлого года, 61,1% общей протяженности федеральных трасс не соответствует нормативным требованиям, 26,6% работает с загрузкой, превышающей допустимую (в том числе на 8000 км нагрузка в полтора раза больше нормы), 11,7% мостов находятся в удручающем состоянии.
И вот вернулись к хорошо забытому старому. Федеральный фонд был создан в мае прошлого года, однако полноценно начал функционировать только в нынешнем году. С января 2012-го образованы и региональные фонды. Основными источниками их формирования определены целевые налоги: акцизы на топливо и транспортный налог. Кроме того, туда будут поступать средства из иных источников, связанных с дорожной деятельностью, например плата за проезд по некоторым магистралям. Для федерального фонда Бюджетным кодексом установлено 14 таких источников, для региональных гораздо больше - 32. Законодательно закреплено, что невостребованные в отчетном году средства фондов перетекут на следующий год.
Хотя такое случится вряд ли, поскольку и сейчас дорожное хозяйство испытывает явное недофинансирование. По словам генерального директора Российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами (РАДОР) Игоря Старыгина, в 2011 году на строительство и ремонт региональной дорожной сети было брошено 206 млрд руб. В нынешнем благодаря перераспределению акцизов на топливо и транспортного налога эта сумма выросла до 344 млрд. При потребности отрасли 1 трлн руб. Так что на следующий год переносить будет нечего...
Впрочем, как считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, в перспективе фонды станут пополняться и за счет потребителей в зависимости от пробега и маршрута их авто. На каждой машине будет установлен маячок ГЛОНАСС, и спутник проследит, кто куда и когда поехал. Хочешь в будни днем кататься по Бульварному кольцу - цена одна, и не маленькая. Поехал в воскресенье ночью к бабушке на блины в деревню Гадюкино - совсем другая. Думается, особенно будут счастливы от такого нововведения компании-перевозчики. Впрочем, раньше чем через 10 лет автомобилисты такой "радости" не дождутся. Что же касается общественного контроля использования средств дорожных фондов, то здесь вопрос пока остается открытым. Хотя все участники дискуссии сошлись во мнении, что такой контроль необходим, без него наше дорожное хозяйство так и будет считаться "черной дырой". Предложены варианты создания общественных советов при фондах всех уровней, Единого информационного центра, а также освещения в СМИ каждого телодвижения дорожников. Хотя, по большому счету, форма контроля дело десятое. Главное, чтобы средства закатали в асфальт в прямом смысле этого слова.