Сорок пять процентов сельхозпредприятий Пермского края не умеют или не хотят воспользоваться инструментами финансовой помощи, которые предоставляет им государство. Поэтому дополнительные миллионы рублей из федерального бюджета так и остаются невостребованными крестьянами региона. К такому выводу пришли специалисты краевого минсельхоза, проанализировав ситуацию с выдачей кредитов в отрасли.
Так, в 2011 году личным, крестьянским хозяйствам, фермерским кооперативам Прикамья было выдано кредитов на 914 миллионов 648 тысяч рублей, а просубсидировано из них только 502 миллиона 356 тысяч. Получается, почти половина предпринимателей в сельском хозяйстве, которые берут банковские кредиты, не пользуются правом на поддержку из бюджета.
- Считаю, что такой большой разрыв между этими показателями существует в первую очередь из-за неграмотности и незнания предпринимателями своих прав, - говорит Иван Огородов, заместитель министра сельского хозяйства Пермского края. - Кто-то берет кредит на положенное по закону возмещение из бюджета и просто не подает документы. Также есть проблема с подтверждением целевого назначения кредита - вроде бы взяли кредит, купили поросят, а документы правильно не оформили. В прошлом году нам пришлось отказаться от 18 из 444 миллионов рублей, которые выделяются из федерального бюджета на субсидирование отрасли, потому что малые формы хозяйствования взяли недостаточно кредитов и не обратились за возмещением процентов. В этом году федеральный лимит Пермскому краю увеличили на 28 миллионов. Но если ничего не изменится, то, скорее всего, нам придется опять отказаться ориентировочно от 20 миллионов рублей федеральных средств.
Согласно закону, если личное подсобное или крестьянское хозяйство берет кредит на свое развитие (тракторы, удобрения, семена, или покупку скота), то министерство сельского хозяйства возмещает ставку рефинансирования - восемь процентов. Большая часть суммы (95 процентов субсидии) идет из федерального бюджета, еще пять процентов возместит региональный бюджет. Так, в 2011 году федеральный бюджет выделил на покрытие процентной ставки по кредитам малым сельхозпредприятиям 38,7 миллиона рублей, краевой - еще 3,5.
При этом банки выдают займы под ставку от 13 до 15 процентов, и если хозяин личного подсобного хозяйства обратится за субсидией, то переплата за кредит составит всего лишь пять-семь процентов. Чтобы получить компенсацию из бюджета, фермер должен взять кредит и принести в районное управление сельского хозяйства документы, подтверждающие, что деньги он потратил по назначению.
Кроме того, существует такая мера поддержки, как субсидирование несельскохозяйственной деятельности. Скажем, если предприниматель (обязательно как крестьянское хозяйство или потребительский кооператив) решил построить баню, конный клуб или гостиницу, тем самым развивая сельский туризм или торговлю, ставку рефинансирования министерство также возместит.
Однако, даже зная все условия выдачи финансовой помощи, добиться субсидии бывает очень непросто.
- Кредит на развитие своего небольшого хозяйства я получил в июле прошлого года, - рассказывает сельский предприниматель Валерий Овчинников. - В коммерческом банке мне сказали, что документы на возмещение ставки рефинансирования они подготовят сами и передадут пакет в районное управление. Однако в течение полугода субсидий я так и не дождался. В итоге в район мои документы попали уже в январе. И то только после того, как я обратился с жалобой в минсельхоз.
Выходит, надо не на банки надеяться, а самому преодолевать бюрократические препоны. Однако основной проблемой в этой сфере остается все же незнание предприятиями механизмов поддержки отрасли. Например, переработчикам сельхозпродукции государство возмещает восемь процентов ставки, если они берут краткосрочные кредиты на срок до года на покупку сырья. А краснокамский мясокомбинат в прошлом году взял заем на покупку мяса - но не на год, а на два. В итоге в программу субсидирования, которая почти вдвое сократила бы расходы на кредит, предприятие не попало.
Примерно такая же ситуация складывается и с лизингом, финансовым механизмом, по сути представляющим из себя долгосрочную аренду с последующим правом выкупа. Чаще всего предприятия берут в лизинг скот, технику, оборудование и даже комплексы "под ключ". Минсельхоз ежегодно пополняет уставной капитал государственного учреждения "Росагролизинг", которое закупает технику и отдает ее в лизинг сельхозпредприятиям практически без удорожания. В итоге тот же трактор обходится фермеру дороже всего на 2,5-4 процента. Однако даже при таких льготных условиях предприятия не торопятся воспользоваться государственными механизмами поддержки. Директор сельхозпредприятия "Труженик" Андрей Дурновцев считает, что пока система до конца не продумана.
- Если я хочу получить технику к посеву в конце весны, то документы в "Росагролизинг" нужно нести еще в июле предыдущего года, - сетует предприниматель.
Однако, по мнению заместителя министра сельского хозяйства Пермского края Ивана Огородова, главная проблема здесь - недостаточная квалификация предпринимателей при подготовке пакета документов.
- Чтобы решить эту проблему, фермерам действительно необходимо заранее планировать свои возможности и покупки. Но сроки принятия решения о выдаче той же техники в лизинг во многом зависят от самого предпринимателя. Люди просто не знают, как правильно составить пакет документов, куда и в какие сроки его подать, - подчеркивает Иван Огородов. - Чтобы устранить неграмотность в первую очередь нужна активная, последовательная разъяснительная работа. Многие просто не имеют представления о том, что надо делать пошагово, чтобы получить кредит или технику в лизинг на льготных условиях, на что можно потратить средства займа, как и куда подать документы на субсидию. Причем работа нужна не только со стороны министерства, но и со стороны банков, которые должны показать предпринимателям, чем эти финансовые механизмы выгодны. На сайте минсельхоза края есть вся необходимая информация о том, как можно получить положенные по закону льготы.
Кстати
Ежегодно 40 процентов средств по государственной программе развития сельского хозяйства не инвестируются в отрасль в виде прямых субсидий, безвозмездными перечислениями предприятиям, а пополняют уставные капиталы "Росагролизинга" и "Россельхозбанка". Эти финансовые ресурсы попадают в отрасль косвенно через кредитные и лизинговые механизмы. Однако предприниматели края неохотно пользуются возможностями, предоставляемыми государством. Например, инвестиционными кредитами, позволяющими закупать оборудование и строить новые производственные комплексы, сегодня пользуются только 130 из 350 сельхозпредприятий края.