ЦБ признал несовершенным закон "О национальной платежной системе"

С июля 2012 года на Банк России официально будет возложена обязанность осуществлять надзор за платежными системами, и соответственно начнется их регистрация, - заявил на межбанковской конференции по информационной безопасности банков первый заместитель председателя Банка России Владислав Конторович. По его предварительным оценкам, к концу 2012 года по новым правилам в России могут быть зарегистрированы около 50-70 платежных систем.

На конференции, прошедшей в Башкортостане, банкиры обсуждали последние законодательные акты, открывшие перед кредитными учреждениями страны новые возможности развития системы информационной безопасности. Основные дискуссии разгорелись по двум вопросам: о необходимости доработки Федерального закона "О национальной платежной системе" для обеспечения безопасного функционирования этой системы, а также о повышении качества дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

- Закон "О национальной платежной системе" серьезно переформатировал поле нашей деятельности, предоставил Центробанку определенные права и полномочия по регулированию информационной безопасности в отрасли, - подчеркнул заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации Банка России Андрей Курило. - Сейчас мы находимся на начальном этапе пути и пытаемся выстраивать такие конструкции управления, чтобы никому не нанести ущерба и при этом снизить риски.

В частности, закон сразу расширил возможности использования электронных денег и в целом платежных систем, что, по мнению специалистов, должно подстегнуть инвесторов.

- Это очень важное обстоятельство, влияющее на принятие людьми решения об инвестировании в этом секторе, - считает Владислав Конторович. - Ранее электронные деньги можно было при желании не признавать. Теперь же они легализованы, значит, инвесторы могут спокойно оперировать ими.

Первый зампред Центробанка также выразил озабоченность несовершенством Закона "О национальной платежной системе" и тем, что в нем есть некая "непропорциональность" при распределении ответственности между банком и клиентом.

- Российский закон в значительной степени отражает европейское законодательство по духу. Но лично мне кажется, что в нынешнем виде он имеет больше рамочный характер: каждый может трактовать его по-своему. Это означает, что законодательство будет формироваться, по существу, судебной практикой, - отметил Канторович.

По мнению участников форума, этот закон нуждается в дополнении нормативными документами, чтобы невзначай не спровоцировать коллапса на рынке банковских (и прежде всего платежных) услуг. Для его предотвращения кредитные организации совместно с госорганами планируют попробовать договориться между собой и выработать нормативы информационной безопасности.

- Недостатки законодательства создают возможности для формирования иных элементов платежной системы, которые, не нарушая закон, несут в себе риски из-за того, что не идентифицируют клиентов и не обеспечивают должного контроля за платежами, - отметил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

В то же время, по мнению экспертов, большим плюсом можно считать наметившуюся тенденцию к созданию рыночных инфраструктур в форме объединений "платежников".

Не меньше вопросов связано и с совершенствованием ДБО. По данным Ассоциации российских банков, наша страна занимает третье место в мире по динамике и распространению киберпреступности.

Для борьбы с ростом киберпреступности эксперты предлагают пересмотреть стандарты требований безопасности к системам банковского обслуживания с учетом повышения степени их защищенности.