Юрий Богомолов: Почему зрители с удовольствием пересматривают "Красотку"

На этот раз 8 марта взрезало рабочую неделю и сделало ее праздничной. Телевидение отметило ее "подарочным набором мужчин" от Стаса Михайлова до Андрея Миронова и букетом фильмов, как отечественного, так и советского производства, во славу женского естества.

Фильмы все известные, засмотренные, что называется, "до дыр". Но если в них всмотреться, то можно обнаружить то, что прежде как-то не очень бросалось в глаза.

Вопрос к себе

Взглянув на сетку вещания праздничного дня, я не обнаружил в ней "Красотки" с Джулией Робертс и не поверил своим глазам. "Служебный роман" был (и даже в двух версиях, правда, на разных каналах), "Любовь и голуби" случилась (хотя в этот день мы привыкли смотреть другой, более знаменитый фильм Владимира Меньшова - "Москва слезам не верит", но его показали четырьмя днями раньше), мелькнули "Золушка", "Блондинка за углом", "Римские каникулы", "Гусарская баллада", "Королева Шантеклера"...

Даже "Королева бензоколонки" нашла свое место в праздничном эфире. А где же, где же... королева панели?..

Перевернув страницу "ТВ-Парка", я успокоился; она нашлась в вечернем прайме на Первом.

В самом деле, женский день без "Красотки" - это как Новый год без "Иронии судьбы".

Но у меня вопрос от Станислава Говорухина и отца Чаплина: отчего история про девушку легкого поведения стала чем-то вроде дани уважения к тем, кого мы называем матерями, женами, дочерьми, тещами, свекровями?

Почему бы визитной карточкой Международного женского дня не сделать картину о простой русской бабе, мужем битой, кулаками преследуемой, начальством прессуемой. Речь, понятно, о фильме "Член правительства"? А можно обратиться и к классике литературы и кино - к "Воскресению". Там все то же самое, что и в "Красотке". Или почти то же самое. И даже круче. Богатый господин не снял профессионалку, а соблазнил невинную девушку и обрек ее на проституцию. Но итог сходный: именно падшая женщина способствует нравственному преображению человека из высшего общества.

Теперь у меня вопрос от себя и не к топ-менеджменту ТВ, который с поразительным постоянством и, очевидно, с удовольствием "катает" "Красотку" по несколько раз в год. Мой вопрос к нам, к зрителям: почему с видимым удовольствием мы снова и снова ее смотрим?

Под знаком реванша

Опять же, если рапидом мысленно прокрутить картину от начала до конца, то можно будет заметить, что в ней более всего трогает не нравственная высота девушки легкого поведения Вивьен и не мотив морального облагораживания финансового магната Эдварда. Это все побоку, все побочно, факультативно. Главное другое - ее житейский реванш, коему сопереживаем и мы, зрители.

Один из самых моих любимых эпизодов тот, когда Вивьен посещает дорогущий бутик, в котором ее до этого унизили. И как приятно видеть суетящуюся обслугу магазина вокруг вульгарно одетой девицы.

Фильм, если правильно помню, снят более двух десятков лет назад. Мы давно его уже не столько смотрим, сколько смакуем.

Подозреваю, что и меньшовскую "Москву", которая "слезам не верит", больше смакуем, нежели смотрим. Фильм этот, я думаю, потому имел успех у массовой публики, что он ответил на глубоко затаенную, почти несознаваемую мечту обыкновенного человека об антииерархическом устройстве жизни. Конечно, это утопическое вожделение, но оно столь же неизживаемо, сколь и нереализуемо. Оно - извечно и, как правило, ютится в сказках. Или в сказочных фильмах, похожих на жизнь.

Многие из тех картин, которые мы числим фильмами о любви, на самом деле больше смахивают на фильмы о... войне. Но особенной - войне полов, на которой женщина слишком часто проигрывает. И это беда. Но зато когда она выигрывает, - это праздник и счастье. Как в той же "Красотке". Или - в "Служебном романе". Или в фильме, который тоже был показан 8 марта, "Любовь и голуби".

В последнем уже отчетливо звучит мотив не просто женского реванша, но женского отмщения. И только после удовлетворения мстительного чувства Надежды в семье Васи Кузякина наступает примирение.

***

Когда население страны отликовалось по случаю торжества женского начала, пришла горькая весть с полей войны полов: Ирина Пороховщикова, жена известного артиста Пороховщикова, покончила с собой.

Их драматические отношения давно стали предметом пересудов в киношно-театральной среде. Они обсуждались и на телевизионных ток-шоу. Супруги, как могли, таили свои боли и взаимные обиды. А теперь это вырвалось наружу трагедией, которая еще не кончилась. Еще сам Александр Пороховщиков, находящийся в больнице с тяжелым диагнозом, не знает о случившемся.

...Когда появляются первые жертвы в семейных трагедиях известных людей, грифы делают стойку и расправляют крылья.

Михаил Зеленский уже в воскресенье подсуетился с ток-шоу "Прямой эфир". И сколько бы господин шоумен ни строил бы скорбную мину, все равно видно, что это - шоу. Что это его личный рейтинговый успех.

А впереди нас еще ждет празднично-траурное шоу господина Малахова под названием "Пусть говорят".

Вчера в редакции поздравляли с 75-летием и чествовали нашего телеобозревателя и колумниста Юрия Богомолова, пожелав ему проводить перед телеэкраном больше приятных минут и отметить в "Российской газете" еще не один юбилей!