Новые размеры таможенных сборов не соответствуют требованиям законодательства

Сегодня все больше участников ВЭД высказывают недовольство правилами взимания и объемами таможенных сборов за таможенное оформление товаров. Утвержденные постановлением правительства N 863 от 28 декабря 2004 г. старые правила действовали почти семь лет, но минувшей осенью были серьезно подкорректированы также правительственным постановлением N 724 от 31 августа 2011 года. Элементарный анализ этого документа, проведенный экспертами, показал, что вновь утвержденные размеры сборов не соответствуют требованиям законодательства. Однако запущенная машина продолжает работать, исправно собирая деньги и нарушая законодательство.

Таможенные сборы, как определено в первой части статьи 72 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), - это обязательные платежи, которые взимаются таможенными органами за совершение ими действий, связанных с впуском товаров, их таможенным сопровождением, а также иных действий. При этом в части 3 статьи 72 ТК ТС указано: размер таможенных сборов не может превышать примерную стоимость затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлен сбор. В пункте 2 статьи 130 федерального закона о таможенном регулировании также указано, что размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов.

Иными словами, законодательство определяет: таможенные сборы, взимаемые при совершении таможенных операций с каждой поданной участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) декларации, должны компенсировать таможне расходы, связанные с действиями по выпуску грузовой таможенной декларации, и только.

Этот момент не учитывался в постановлении правительства N 863, действовавшем до 1 октября 2011 года, и таможенные сборы рассчитывались исходя из таможенной стоимости товаров, в отношении которых подана декларация. Но ведь расходы таможни на оформление товаров не зависят напрямую от их таможенной стоимости. Условно говоря, принципиально не отличаются расходы по выпуску ботинок и фортепиано, несмотря на разницу в их цене. И уж, конечно, было бы логично, если бы постановление правительства N 724 эти моменты учло и исправило правовые противоречия.

Но дудки! В ряде случаев старый принцип используется и теперь - для наибольшего объема товаров (имеются в виду, пояснили в Федеральной таможенной службе, налогоемкие, с высокой ставкой пошлины, товары при ввозе; и сырьевые объемные, многотоннажные - при вывозе). То есть старые прин ципы определения размеров таможенных сборов в зависимости от стоимости товара продолжают и дальше противоречить ТК ТС и федеральному закону о таможенном регулировании.

В остальных случаях изменения, внесенные в документ и действующие с 1 октября 2011 года, предусмотрели новый порядок определения размера таможенных сборов за таможенные операции при временном периодическом декларировании, а также при вывозе товаров, не облагаемых вывозными пошлинами. Таможенные сборы теперь определяются исходя из кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Но этот порядок тоже вызывает вопросы, поскольку объем затрат таможенных органов зачастую не зависит от того, по какой группе ТН ВЭД данные товары будут классифицированы.

Так, при подаче временной декларации в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с группой 25 ТН ВЭД ТС "Соль, сера, земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент", применяется ставка таможенных сборов за таможенные операции в размере 7,5 тыс. руб. А вот при декларировании в том же порядке товаров группы 26 ТН ВЭД ТС "Руды, шлак и зола" установлена ставка сборов в 100 тыс. руб., хотя объем материальных, финансовых и трудовых затрат инспекторов при совершении таможенных операций в отношении этих групп товаров существенно не различается.

Хотелось бы подчеркнуть, что ни таможенная стоимость товаров, ни код товара по ТН ВЭД ТС на самом деле не отражают реальных затрат таможенных органов на совершение операций. Более того, в российском законодательстве вообще отсутствует какой-либо механизм определения размера таких затрат. И ни один из нормативных документов правительства, минэкономразвития и ФТС России не содержит никакого обоснования установленных ставок таможенных сборов, а также порядков определения расходов и затрат таможенников на совершение операций. Cледовательно, напрашивается вывод, что ставки таможенных сборов установлены произвольно, без какого-либо юридического и экономического обоснования, а порядок определения их размера прямо противоречит законодательству Таможенного союза и Российской Федерации.

Помимо этого казуса в документе есть еще несколько серьезных ошибок. Так, в новой редакции появилось приложение, в котором приведены ставки таможенных сборов, уплачиваемых при временном периодическом декларировании товаров, ввозимых в Россию. Это достаточно подробный перечень, сгруппированный на основании кодов товара по ТН ВЭД ТС. Причем такие ставки предусмотрены для каждой из 97 групп ТН ВЭД ТС. Но на основании статьи 214 федерального закона о таможенном регулировании временное периодическое декларирование применяется только при вывозе товаров с территории Российской Федерации.

В абзаце 10 постановления N 863 было положение, в соответствии с которым для целей определения размера таможенных сборов в отношении вывозимых товаров, не облагаемых таможенными пошлинами, используется их стоимость, определенная на основании коммерческих документов. Положение сохранилось и в новой редакции документа, но при этом был также введен пункт 7(3), который говорит о том, что ставки таможенных сборов в отношении таких товаров определяются приложением к постановлению правительства N 863, в соответствии с которым стоимость вывозимых товаров для определения размера таможенных сборов... не используется.

В общем, порядок определения таможенных сборов, установленный новой редакцией постановления правительства N 863, не только противоречит отечественному законодательству. В нем еще и содержится ряд внутренних противоречий, существенно затрудняющих его применение.

Добавлю: новая редакция документа была принята без проведения предварительных консультаций с представителями бизнес-сообщества, хотя такие консультации стали уже практикой при разработке многих важных нормативно-правовых документов по вопросам, касающимся таможенной сферы.