Вчера в московской школе управления "Сколково" прошло расширенное заседание рабочей группы по подготовке предложений по формированию системы "Открытого правительства", главной темой которого стало развитие кадрового потенциала и системы государственного управления.
Накануне здесь же эту проблему обсудили в рамках экспертных слушаний и решили поделиться сделанными выводами с президентом Дмитрием Медведевым, также принявшим участие в заседании.
- С одной стороны, у нас вроде бы все хорошо, и образование приличное, а с другой - куда ни посмотришь, кадров нигде не хватает, - заметил глава государства, открывая дискуссию. - Особенно на государственной службе, куда, к сожалению, далеко не всегда приходят работать молодые перспективные люди.
Всего сегодня в России на государственной гражданской службе числятся около 1,65 миллиона человек, от которых, полагает Медведев, и зависит эффективность всего государства, от того, какие люди представлены во всех структурах власти.
Порой же получается, что даже президент сталкивается с тем, что не видит достойных кандидатов на то или иное место. "Когда начинаешь перебирать в голове, кого можно куда направить на работу, выясняется, что подходящих людей не так много", - признался он. Есть молодые, перспективные, но не имеющие должного опыта, а есть проверенные люди, но которым пора заниматься другими делами, а не находиться на госслужбе.
Видео: Константин Завражин |
Вся последняя экспертная работа была посвящена разработке принципов новых социальных лифтов, которые бы позволяли формировать современный кадровый резерв страны. Зато с терминологией они разобраться не смогли. В ходе экспертного заседания, признался руководитель проекта "Кадровый резерв - профессиональная команда страны" Юрий Котлер, фигурировали определения "кадровый потенциал", "человеческий потенциал" и много других. Поэтому он предложил главе государства определиться с этим понятием один раз и надолго.
Дмитрий Медведев же дал понять, что механизмы, прорабатываемые "Открытым правительством", потребуются в готовом виде в самом ближайшем будущем. "Те идеи, которые прозвучат сегодня, должны быть использованы и в ходе формирования нового правительства", - указал президент.
Работа с кадровым потенциалом должна начинаться с отбора. Сейчас он происходит по принципам клановости и коррупции, заявил директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. В идеале же должен быть введен открытый общенациональный онлайновый экзамен.
Экзамен не должен немедленно распространяться на всех госслужащих. Его сдают те, кто только приходит на госслужбу, кандидаты на повышение и желающие обратить на себя внимание и получить доступ к этому лифту. Сдавшие экзамены попадают в публичную базу резюме, и разные органы власти могут бороться за этих людей.
С чем эксперты не смогли определиться, так это с потолком должностей, которые должны проходить экзамены и приниматься на работу по конкурсу. "Министр - это политическая позиция, а вот их заместители?" - спросил Песков.
Дмитрий Медведев оказался совсем не против, чтобы чиновники в ранге замминистра и ниже приходили на госслужбу по конкурсу. "С десяток замминистров можно было бы назначить по конкурсу", - сказал он, уже подумывая сделать это в будущем правительстве, если все будет готово с точки зрения организации экзаменов и конкурса. В таком случае в течение следующих нескольких лет по конкурсу можно было бы набрать на госслужбу руководителей всех агентств и служб.
Эффективность работы любого чиновника зависит от его мотивации. "Так как мы пришли к выводу, что чиновник тоже человек, хотелось бы, чтобы мы с ним тоже по-человечески", - предложил председатель совета директоров Ward Howell Сергей Воробьев. Человеческое отношение - в этом сходились все эксперты - заключается прежде всего в достойной оплате труда. "Чтобы чиновник заботился не о себе и своих детях, а о нас и наших детях", - указал Воробьев.
На прямой вопрос президента: "Сколько?", ему озвучили порядок цифр от двух до 15 миллионов рублей в год.
- Это какие должности? - уточнил Медведев.
- От уровня заместителя начальника департамента до заместителя министра.
С тем, что платить чиновникам нужно по рыночным ставкам, глава государства даже не спорил. Его больше интересовало, как эту идею донести до граждан. "Делать надо, и делать это надо достаточно быстро", - отметил он. И еще у президента назрела мысль о том, что пора переходить к монетизации льгот чиновников и предоставлять не служебные машины и квартиры, а деньги, на которые они могли бы покупать собственные квартиры и машины.
Понравилась президенту и идея регулярной ротации кадров в системе государственной службы. Чиновник работает в своей должности от трех до шести лет, после чего должен куда-то перемещаться: на повышение, двигаться в сторону на этой же ступени карьерной лестницы или вообще уходить с госслужбы. Последнее, правда, Медведев считает чем-то из разряда мистики. "Никто никуда уходить не хочет", - заявил он. Однако время для решительного налаживания полноценной системы ротации пришло, убежден Медведев.
Как и время вплотную заняться реформированием всей системы государственной службы. Звучали идеи создавать под это дело некий фонд, который будет осуществлять разные программы, или агентство. "Реформировать госслужбу в нашей стране могут два человека. Это президент и председатель правительства", - подчеркнул глава государства, пообещав подумать над структурой, которая могла бы сконцентрироваться на этой задаче.
Заодно нужно менять в сознании людей представление о госслужбе как о непыльном и доходном деле. Если в 90-е годы все хотели стать предпринимателями, экономистами и юристами, то теперь среди студентов одним из самых популярных стало стремление к чиновничьему креслу. "Считается, что можно практически сразу же после получения университетского диплома сесть на непыльную и очень прибыльную, доходную работу, - объяснил Медведев этот феномен. - Мне кажется, что эти стереотипы тоже требуют корректировки".