На проект индустриального парка Новоалтайска дадут 247 миллионов рублей

Новоалтайск стал первым из трех моногородов Алтайского края, который получил бюджетные средства на реализацию комплексного инвестиционного плана развития (КИП).

Напомним, что в 2009 году сразу три алтайских города - Новоалтайск, Алейск и Заринск - были признаны моногородами и вошли в число 300 российских муниципалитетов, которые могут претендовать на федеральную поддержку, чтобы диверсифицировать производство и избавиться от приставки "моно-".

После этого в каждом из моногородов были разработаны КИПы, предусматривающие создание новых производств в отраслях, как правило, не связанных с градообразующими предприятиями, что со временем должно уменьшить экономическую зависимость моногородов от промышленных гигантов. Так, в "вагоностроительном" Новоалтайске запланировано создать индустриальный парк, в котором будут реализованы крупные зерноперерабатывающие и логистические проекты, а также открыты небольшие предприятия различного профиля. В "коксохимическом" Заринске упор сделан на развитие животноводства замкнутого цикла и переработку сельскохозяйственной продукции, которую производят в соседних районах. В "зерноперерабатывающем" Алейске делают ставку на создание профильного сельскохозяйственного кластера и более эффективное использование логистического потенциала города.

В целом в трех алтайских моногородах разработано свыше пятнадцати инвестиционных проектов совокупной стоимостью более тридцати миллиардов рублей - их основную долю должны составить частные вложения. В прошлом году во всех моногородах началась реализация отдельных проектов, что позволило привлечь порядка 1,9 миллиарда частных инвестиций. Но первые целевые федеральные вложения пока удалось получить только Новоалтайску - на инфраструктурное развитие индустриального парка "Новоалтайск-Южный" направлено 85,4 миллиона рублей. Еще 122 миллиона поступило из краевого бюджета и 39 миллионов рублей моногород добавил сам. В общей сложности получилось 247 миллиона рублей, которые, по словам исполняющего обязанности главы администрации Новоалтайска Бориса Парадовского, будут направлены на строительство и реконструкцию инфраструктурных объектов.

- Мы планируем возвести новый водозабор, реконструировать более четырех километров ветхих тепловых сетей, проложить новые водопроводы, построить блок артезианских скважин и резервуар чистой воды. Эти объекты улучшат инфраструктуру города и позволят бесперебойно работать индустриальному парку, - подчеркнул Парадовский.

Работа по созданию парка уже кипит. К якорному проекту компании "Карбоник", предполагающему возведение комплекса по глубокой переработке пшеницы, добавился еще один - строительства распределительного центра и завода по производству замороженных полуфабрикатов (инвестор - алтайская компания "Кольцо").

- В прошлом году инвесторы построили овощехранилище, ввели в строй первую очередь логистического центра и заложили завод по производству замороженных полуфабрикатов, потратив на это более половины из заявленных 2,2 миллиарда рублей вложений, - говорит Борис Парадовский. - В этом году компания обещает сдать в эксплуатацию логистический центр, а в 2013-ом - запустить завод полуфабрикатов.

Второй проект "Карбоник", объем вложений в который оценивается в 6,5 миллиарда рублей, сейчас находится на стадии разработки, летом инвестор должен приступить к строительству элеватора. Что касается небольших производств, то из семи проектов, предусмотренных КИПом, реализован пока один (в прошлом году был построен логистический центр "Аникс"), остальные находятся на стадии разработки.

К сожалению, у Алейска и Заринска нет подобных крупных проектов, сулящих многомиллиардные частные вложения, поэтому им сегодня сложно претендовать на федеральную поддержку. Чтобы реализовать запланированные инфраструктурные проекты, власти моногородов стараются "пристроить" их в различные федеральные и региональные целевые программы и, тем самым, привлечь необходимые бюджетные средства.

- В 2011 году на реализацию проектов было направлено около полумиллиарда рублей частных инвестиций, - отмечает заместитель главы администрации Заринска Ирина Богданова. - Бюджетных средств на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры было потрачено больше, но они привлечены благодаря участию в краевых и федеральных адресных программах, таких как программы модернизации объектов ЖКХ, поддержки малого и среднего предпринимательства. Крупного "якорного" проекта, который подходил бы под условия федеральной программы поддержки моногородов, у нас пока нет, - признает Богданова.

А в Алейске из запланированных проектов пока только введена первая очередь хлебокомбината, причем новое производство создается по инициативе градообразующего предприятия.

- Нам сложно привлечь другого крупного инвестора, с "якорным" проектом которого мы могли бы войти в федеральную программу поддержки моногородов, - говорит заместитель главы администрации Алейска Вера Серикова. - А все потому, что у нас дорогостоящие коммунальные услуги, а воды просто нет. Мы ее покупаем и завозим в город за девяносто километров, - пояснила Серикова.

Комментарий

Юрий Осинцев, заместитель министра регионального развития РФ

- Такого количества многопрофильных городов, доставшегося Российской Федерации в наследство от советского прошлого, больше нигде в мире нет. Моногорода производят четверть российского ВВП, в них сосредоточено также около четверти всего городского населения. Именно моногорода могут стать площадкой для модернизации российской экономики, реализации инновационных инфраструктурных проектов.

Очевидно, что достичь успехов можно только модернизировав экономику моногородов, создав больше мелких и средних предприятий, а также условия для привлечения новых инвесторов, уделив особое внимание развитию всей инфраструктуры, а не только конкретного предприятия.

В этих целях необходимо повысить требования к оценке качества КИПов и поиску "якорных" проектов. Как показала практика, значительное число КИПов не учитывает общую стратегию развития региона, они оторваны от планов развития соседних муниципальных образований, не связаны с реализацией федеральных и ведомственных целевых программ. В значительной степени это вина субъектов Федерации, которые отнеслись к данной работе как к очередной бюрократической прихоти.