Крупная авария, произошедшая на Транссибирской магистрали, еще раз подтвердила - одной из причин срыва планов отгрузки угля стало низкое качество подвижного состава.
Напомним, что два товарных поезда потерпели крушение в минувшее воскресенье на Дальневосточной железной дороге. В общей сложности с рельсов сошло двадцать три грузовых вагона, большая часть которых была наполнена углем, доставлявшимся в Приморский край.
Специальная комиссия "Российских железных дорог" пришла к выводу: причиной ЧП, из-за которого было нарушено движение поездов, стал излом боковой рамы тележки грузового вагона. А если точнее - брак, допущенный заводом-изготовителем. Как сообщает пресс-служба железнодорожного ведомства, злополучная рама была выпущена в 2010 году Кременчугским сталелитейным заводом (Украина).
Между тем в конце февраля о плохом качестве подвижного состава в своем обращении к министру транспорта РФ Игорю Левитину говорил кемеровский губернатор Аман Тулеев. Напомнив, что за двадцать дней февраля предприятия области недогрузили потребителям 880 тысяч тонн, или тринадцать тысяч полувагонов угля, он подчеркнул, что дело не только в длительных конвенционных ограничениях по приему грузов морскими портами, несоответствии качества топлива заключенным контрактам и неподготовленности предприятий к работе при низких температурах. Основная причина, по мнению губернатора, - некачественные полувагоны Кременчугского завода и завода "Азовэлектросталь", а также безразличное отношение "угольных генералов" к этому вопросу. В минтранс была направлена телеграмма с просьбой ужесточить контроль и утвердить механизм ответственности за эксплуатацию грузовых вагонов ненадлежащего качества.
В "РЖД" подтверждают, что с эксплуатацией грузовых вагонов, укомплектованных литьем украинского производства, действительно сложилась критическая ситуация. В 2011-м было зарегистрировано 24 случая излома боковых рам тележек, а в этом году - уже двенадцать. Поскольку использование дешевых и плохих вагонов угрожает безопасности движения поездов (прежде всего - пассажирских), только на Западно-Сибирской железной дороге было решено снять с погрузки более 4 900 единиц подвижного состава. В результате "угольный" план выполнялся лишь на десяти из 38 погрузочных станций региона.
В списке отстающих - "СУЭК", "Южный Кузбасс", "Сибуглемет", "Южкузбасс-уголь" и "Стройсервис". Таким образом, в первой и второй декадах февраля план по отгрузке угля был фактически сорван. Изменить положение удалось лишь после того как руководство "РЖД" приняло решение о возврате вагонов в эксплуатацию после комиссионных осмотров.
В то же время угольщики стараются "разрулить" отгрузочную проблему, расширяя собственный железнодорожный парк. Так, например, компания "Кузбассразрезуголь" с начала года закупила уже 200 качественных полувагонов с усовершенствованной тормозной системой. А всего она намерена потратить в 2012 году на 2,5 тысячи единиц такой техники более 5,7 миллиарда рублей. Запланировано ежемесячно приобретать 160-230 полувагонов.
- Увеличение собственного парка позволит частично снять проблемы, связанные с отсутствием подвижного состава других собственников, - отмечает заместитель коммерческого директора "Кузбассразрезугля" Александр Пронькин.
Справка "РГ"
По данным службы корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги, погрузка в Кузбасском регионе за два месяца 2012 года составила 35,8 миллиона тонн, что на 3,2 процента больше, чем в тот же период 2011-го. Основная масса грузов - каменный уголь. Его было отправлено более 31 миллиона тонн - семь с половиной тысяч вагонов в сутки.