В РСПП обсудили итоги общественной дискуссии о налоге на роскошь

Российские граждане оказались не просто неравнодушны к введению налога на роскошь. Организованные под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей обсуждение и опрос ВЦИОМ показали, что большинство граждан поддерживают эту инициативу Владимира Путина. При этом народные предложения отличаются завидным здравомыслием.

Итоги общественной дискуссии подвели на "круглом столе" в РСПП на этой неделе. Но сначала стоит напомнить историю вопроса. После того как на XIX Съезде российских промышленников и предпринимателей Владимир Путин заявил о необходимости собрать народные мнения по введению налога на роскошь, с 13 февраля по 1 марта под эгидой РСПП было проведено широкомасштабное обсуждение: дискуссии в 10 российских городах, включая "круглые столы" с привлечением экспертов, сотни предложений, собранных на специально созданном сайте, а также опросы ВЦИОМ, проведенные в 7 городах и среди пользователей упомянутого сайта.

Разумеется, результаты обсуждений не лягут "под сукно". Напротив, новый закон будет разработан именно на основе "народной оценки" предложения о введении налога на роскошь.

Налог на роскошь призван отучать богатых от вызывающего потребления, повышающего градус социального недовольства в обществе

"Я думаю, на этой неделе мы передадим эти предложения. Передадим мы этот документ лично Путину, так как он - заказчик всего этого, а также может принять это в двух качествах: как глава правительства - инициатор обсуждения и как избранный президент, которому этот закон подписывать, - сообщил глава РСПП Александр Шохин. - Мы хотели бы задействовать оба этих качества. Во-первых, мы, обсуждая вопрос о введении налога на роскошь, получили на XIX Съезде РСПП социальный заказ от избранного президента Путина, который предложил нам подумать об этом и провести широкое обсуждение. Это уже гарантия того, что действующее и, думаю, будущее правительство, ждет наших предложений. Кроме того, у нас есть механизм оценки регулирующего воздействия всех вновь принимаемых нормативных актов. Это значит, что уже сейчас регламентом правительства бизнес включен в работу над законами, которые инициирует правительство. Мы знаем, что есть и инициатива некоторых депутатов, которая, скорее всего, получит отрицательный отзыв, поскольку они видят налог на роскошь в упрощенном режиме. Поскольку речь идет об инициативе правительства, мы будем работать с правительством по всем этапам процедуры общественного обсуждения инициируемого закона. И, по согласованию с премьер-министром, доведем ее до второго думского чтения законопроекта. И, более того, поскольку Путин предложил распространить такую процедуру общественного обсуждения, называемую оценкой регулирующего воздействия, на все законопроекты в налоговой сфере, это будет первый пример, когда обсуждение такого рода инициатив произойдет формально. То есть даже не потому, что это - добрая воля премьера, а потому, что есть формальный механизм, который зарегистрирован в регламенте правительства".

На сегодня ясно, что более половины граждан - за введение налога на роскошь. Среди тех, чей доход ниже среднего, доля таких составляет 75%, но и среди богатых 52% выступают за такой налог. Правда, опрошенные граждане с доходами выше среднего в большинстве своем были убеждены в том, что они не являются потребителями роскоши.

Больше всего споров вызвало, во-первых, само определение роскоши. А во-вторых, вопрос: как заставить платить тех, кто тратится на дорогие игрушки, не задевая ни тех, кто инвестирует свои капиталы в экономику России, занимается благотворительностью, ни тех, кто относится к среднему классу? Поэтому среди предложений правительству - использование двух критериев при определении понятия "роскошь", стоимостного и качественного.

В качестве объектов налогообложения роскоши предлагается использовать недвижимость (приобретенную после 1991 года) и автомобили. При этом лучше не вводить специальный налог, а использовать существующие. В том числе прогрессивные ставки акцизов, налога на недвижимость и транспортного налога, и т.д. А если сделать упор на рыночную оценку имущества, то даже без введения прогрессивных ставок налогов можно повысить налоговую нагрузку на владение сверхдорогим имуществом при условии обеспечения максимального уровня защищенности малообеспеченных граждан и среднего класса.

Нецелесообразно, считают граждане, облагать налогом на роскошь инвестиционную активность (акции, банковские вклады и т.д.), а также ювелирные и драгоценные изделия. При этом налог на роскошь должен распространяться на физические и юридические лица, а также на имущество, приобретаемое в рамках госзакупок.

Базовые ставки налогов на товары роскоши необходимо устанавливать на федеральном уровне, сохраняя за регионами право их изменения в соответствии с законодательством. В качестве возможного порога налога на роскошь можно рассматривать недвижимость, стоимость которой превышает 50 млн рублей и 150 кв. м для квартиры и 300 кв. м для дома на человека либо 1000 м на объект, на автомобили дороже 3-4,5 млн рублей.

Обсуждение идеи введения налога на роскошь сопровождалось столь активным участием в дискуссиях граждан, что РСПП предложил провести широкое общественное обсуждение и будущего законопроекта. В частности, его "нулевое чтение" предлагается провести и на специальном сайте, собравшем за неполные полтора месяца сотни предложений от почти полумиллиона посетителей.

Сегодня налог на роскошь или его аналоги существует почти в трех десятках стран. Еще несколько стран применяют прогрессивное налогообложение. Например, в США для товаров "люкс" применяется повышенная ставка НДС, а налог на наследство составляет от 18% на имущество небольшой стоимости и до 55% на имущество, стоимость которого превышает 3 млн долларов.

В России история налогообложения роскоши начинается с 1812 года введением процентного сбора с собственности и доходов от недвижимости, включая имения и жилые дома. В последний раз роскошь облагалась дополнительным налогом в 1991 году, когда был введен Закон "Об акцизах". Под его действие попадали, например, красная и черная икра, фарфор, хрусталь, ковры, шубы и т.п. С тех пор понятие роскоши в России сильно изменилось. Однако идея налога на роскошь, как и в большинстве стран, остается актуальной: он призван отучать богатых от вызывающего, демонстративного потребления, повышающего градус социального недовольства в обществе.