На этой неделе, 23 марта, Госдума рассмотрит проект федерального закона "О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников".
По мнению одного из авторов законопроекта, депутата Олега Михеева, проблема неэффективных предприятий назрела давно, и во многом по вине государства. Сегодня наше производство продолжает рушиться, потому что налоги, начисление заработных плат легли на плечи предпринимателей, коммуналка выросла, а стоимость продукции не растет.
Олег Михеев предлагает, как он полагает, справедливую схему, по которой изъятие имущества будет проводиться на возмездной основе, однако с компенсацией затрат, которые государство в дальнейшем понесет на восстановление данного предприятия и погашение долгов перед трудовым коллективом.
Важно, что законопроект не касается физических лиц, изъятия квартир или малых предприятий. Речь идет о крупном бизнесе, о предприятиях, на которых трудятся свыше тысячи человек и от стабильной работы которых зависит судьба целых городов и даже регионов.
По мнению автора, законопроект должен регулировать отношения, возникающие при национализации имущества, определять гражданско-правовые основания изъятия и его процедуру.
В соответствии с документом возможность возмездного изъятия и обращения в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ распространяется на имущество производственного назначения, находящееся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Национализация может быть осуществлена исключительно при наличии закрытого перечня оснований для принятия государством решения об изъятии, к числу которых относятся: угроза массовых увольнений, серьезная задолженность по зарплате или ее существенное снижение, нарушение правил техники безопасности, загрязнение окружающей среды и, наконец, банкротство.
Согласно законопроекту в федеральную собственность может быть обращено и имущество, изъятое у социально неэффективных собственников, предназначенное для производства продукции, имеющей стратегическое значение, а также имущество крупных (число работников превышает 1000 человек), в том числе градообразующих и социально значимых организаций. Остальные виды имущества могут быть обращены в государственную собственность субъекта РФ.
В соответствии с законопроектом инициатива о возмездном изъятии конкретного имущества может быть выдвинута: депутатами Госдумы или членами СФ, если их будет не менее 20% от численного состава органа, а также федеральными и местными органами исполнительной власти и профсоюзами. Решение о национализации принимает правительство РФ, рассматривает Госдума и утверждает президент.
Окончательный размер возмещения собственнику изымаемого имущества устанавливается арбитражным судом.
По мнению авторов законопроекта, принятие закона о возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников будет способствовать повышению ответственности российского бизнеса перед обществом, защитит права работников предприятий, а также иных граждан, здоровью которых может быть нанесен ущерб в результате техногенных аварий и катастроф, вызвавших причинение ущерба окружающей среде, произошедших по вине социально неэффективных собственников. При этом законопроект не направлен на ущемление прав и законных интересов добросовестных собственников, так как не предоставляет возможности использования национализации в качестве инструмента наказания собственников имущества, возврата долгов или пересмотра итогов приватизации. При этом собственнику гарантируется право на получение информации и на защиту своих прав на владение и пользование имуществом и на справедливую компенсацию в случае принятие государством решения о его изъятии.
Институт возмездного изъятия (национализации) имущества из частной собственности граждан и юридических лиц является одной из форм государственного регулирования экономики и применяется практически во всех развитых странах мира. Например, согласно закону ФРГ отчуждение собственности допускается исключительно "в целях общего блага". Оно может производиться только по закону или на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения. В Италии в предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждена в общих интересах при условии выплаты компенсации. В конституции Голландии предусматривается, что национализация может допускаться только в интересах общества и при условии предварительных гарантий полной компенсации собственникам в порядке, установленном актом парламента либо иными актами, изданными на его основе. В Польше лишение имущества допустимо только тогда, когда оно осуществляется в публичных целях и за справедливое вознаграждение. Конституция РФ также обусловливает возможность принудительного отчуждения имущества необходимостью предварительного и равноценного возмещения.
Что касается бизнес-сообщества, то оно приняло законопроект в штыки. Так, эксперт "ОПОРЫ России" Михаил Орлов считает инициативу о возмездном изъятии предприятий лишенной "даже крупицы здравого смысла". По его мнению, самым неэффективным собственником является само государство, о чем красноречиво свидетельствуют зарплаты бюджетников в регионах, совершенно неконкурентоспособные по отношению к коммерческим предприятиям. Помимо этого, он уверен, что в случае принятия закон породит новый виток коррупции.
- Механизм определения стоимости предприятий независимыми оценщиками давно и успешно применяется при рейдерских захватах, - говорит эксперт. - Я думаю, что в Госдуме достаточно здравомыслящих депутатов, чтобы не пропустить этот закон.
Первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин тоже весьма критически относится к идее национализации, но по иной причине. По его мнению, принятие закона даст хороший повод нерадивым работодателям сбросить с себя ответственность перед работниками, забыть о модернизации производства и просто "сдать" свой бизнес-балласт государству, получив за это приличные деньги. А вот с тем, что самым неэффективным собственником является государство, согласен и парламентарий:
- Ну, выкупим, а дальше что? У государства своей собственности выше крыши, и оно толком не знает, что с ней делать - хороших управленцев очень мало, а к институту "красных директоров", существовавшему в 20-е годы прошлого века, нам уже не вернуться. Идея о национализации на благо всех граждан кажется светлой лишь на первый взгляд, и ее воплощение будет ужасным.
Справка "РБГ"
В послевоенные годы многие западноевропейские страны пережили длительный период увлечения национализацией и опорой на государственный сектор в попытках решения ряда социально-экономических проблем.
Послевоенная национализация в Великобритании осуществлялась в рамках программы построения британской разновидности социализма. Организация работы национализированного сектора во многом ориентировалась на советский опыт ведомственного управления.
Примером катастрофических последствий национализации может служить история Британских железных дорог, которые с момента создания были частными, после окончания Второй мировой войны были в несколько этапов национализированы (полностью это произошло к 1947-1948 гг.). Однако, находясь в государственной собственности, железные дороги демонстрировали снижение объемов грузоперевозок и отсутствие роста пассажирских, снижение доли рынка и самый низкий в Европе уровень сервиса, что стало объектом издевок английских юмористов. В конце концов Маргарет Тэтчер их пришлось приватизировать.