ФАТФ усилит борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма

В России установят мониторинг за доходами чиновников, отвечающих за госзакупки и государственные ресурсы. И могут ввести уголовную ответственность для юридических лиц.

Участники межведомственной рабочей группы по борьбе с незаконными финансовыми операциями под руководством первого зампреда правительства Виктора Зубкова активно обсуждают радикальные законодательные поправки, связанные с усилением борьбы с "грязными" деньгами и повышением финансовой прозрачности компаний. "РГ" писала об этом 14 марта 2012 года. Известно, что работа над законопроектом идет с учетом обновленных рекомендаций международной Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), членами которой являются десятки государств, включая Россию.

В феврале этого года ФАТФ пересмотрела обязательные международные стандарты по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Новые единые принципы и правила потребуют от России изменений в Гражданском, Уголовном, Налоговом Кодексах, а также корректировки главного "антиотмывочного" федерального закона.

С просьбой прокомментировать ситуацию "РГ" обратилась к специалистам.

Почему возникла необходимость ревизии Рекомендаций ФАТФ?

Юрий Чиханчин, руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу, председатель Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма: Поводом послужили, с одной стороны, новые вызовы и угрозы, которые обозначились перед мировой финансовой системой в последние годы. С другой стороны, дальнейшего развития требовал накопленный опыт по применению старых рекомендаций.

Последняя версия Рекомендаций была принята в 2003 году. Более 180 государств их применяют. Но, как показала практика, внедрять и применять - не значит действовать результативно. Также необходимо было учесть опыт, полученный в ходе оценок национальных антиотмывочных систем. Взаимным оценкам регулярно подвергаются государства - члены ФАТФ и региональные группы по ее типу, одной из которых является Евразийская группа. Поэтому на новом этапе взаимных оценок эффективности национальных антиотмывочных систем тоже будут использоваться новые подходы. В настоящий момент ФАТФ дорабатывает методику оценки государств на соответствие международным стандартам.

Когда наблюдатели от ФАТФ начнут анализировать выполнение своих новых рекомендаций?

Юрий Чиханчин: С 2013 года начнется четвертый раунд взаимных оценок, в ходе которого страны будут оценивать друг друга. Такая работа по линии ФАТФ, комитета Совета Европы будет проводиться и в России.

Со времени последней оценки прошло уже четыре года. И нам надо будет не только показать, насколько наша "антиотмывочная" система стала совершенней и эффективной, но и продемонстрировать, что она приняла и соответствует новым международным стандартам. Поэтому на всех уровнях государственной системы - от финансовых министерств и служб, Центрального банка, правоохранительных до частного сектора, - которые будут проверяться, необходимо внедрять новые рекомендации. Первые шаги в этом направлении уже делаются - совершенствование законодательства. Но это не быстрый процесс, он требует осмысленных и взвешенных решений, детальных консультаций с бизнесом. Работа принесет успех в том случае, если все участники "антиотмывочной" системы будут проводить согласованные и последовательные действия.

В мае 2012 года, в рамках Евразийской группы состоится консультативный форум. Мы планируем пригласить представителей частного сектора и надзорных органов. Основой темой будет обсуждение мер по борьбе с отмыванием денег в контексте новых стандартов.

Одной из проблем нашей экономики стало использование бизнесом офшоров. Что здесь предлагает ФАТФ?

Олег Борисов, начальник Управления "Ф" (по борьбе с экономической преступностью в сфере финансовой деятельности и банкротства) Главного управления экономической безопасности противодействия коррупции МВД России, полковник полиции: Использование офшорных юрисдикций тесно связано с проблемами уклонения от налогообложения и сокрытия доходов, полученных преступным путем, в том числе в результате коррупции. В первую очередь, такие схемы позволяют завуалировать конечного собственника активов - как денег, так и имущества.

Между тем проблема использования офшоров стоит не только у нас, а беспокоит все государства с развитым регулированием, финансовым контролем и сильными правоохранительными системами. Но когда мы начинаем контролировать финансовые потоки, входящие и исходящие из оффшоров, то зачастую не достигаем результатов, потому что боремся с последствиями, а не с причиной. Основной целью должна стать - ликвидация таких юрисдикций. Для этого надо разработать и утвердить меры, как правовые, так и экономические, которые сделают невозможным и невыгодным использование оффшорных территорий. Возможно, применять к ним определенные рычаги давления на международном уровне с тем, чтобы снизить экономическую привлекательность для бизнеса. Введение налога на финансовые операции с участием фирм, зарегистрированных в оффшорах, может стать одной из таких мер.

ФАТФ усиливает меры по борьбе с отмыванием денег от налоговых преступлений. Какие санкции она рекомендует?

Олег Борисов: ФАТФ не дает конкретных рекомендаций в отношении санкций и сроков. Речь идет о том, что все виды преступлений, предшествующих отмыванию (предикатные преступления) и само отмывание должны быть криминализованы, то есть за них должна быть установлена законом уголовная ответственность.

Однако с учетом новых рекомендаций к предикатам необходимо будет отнести все виды налоговых преступлений без исключения. Это означает, что на них будет распространяться норма (статьи 174 и 174.1) Уголовного кодекса, касающаяся легализации денежных средств или иного имущества. Наказание в зависимости от тяжести совершенного преступления, начинается от крупных штрафов до лишения свободы на срок до 7 лет.

А как теперь будем бороться с фирмами-однодневками?

Павел Ливадный, начальник юридического Управления Росфинмониторинга: "Фирмы-однодневки" создаются для проведения нелегальных финансовых схем и имеют, как правило, небольшой жизненный цикл. Безусловно, Россия не является исключительным местом применения подобных структур. В международной практике они называются "фирмы-оболочки" и активно используются в теневых финансовых сделках.

Главным препятствием в борьбе являются проблемы установления истинных владельцев таких псевдо-структур. ФАТФ в новых рекомендациях, которые усиливают меры по установлению реальных собственников, предлагает выявлять фирмы-однодневки в процессе финансового мониторинга с последующим ограничением их доступа к финансовым услугам. Например, ограничивая возможность совершения операций по банковскому счету. К сожалению, эти действия не носят профилактического и упреждающего характера. Поэтому в России обсуждаются меры, которые в принципе должны ограничить создание таких фирм.

Контроль должен быть налажен уже на этапе регистрации юридического лица. Также надо выявлять уже действующие структуры. Например, на основе активно используемого Публичного реестра. Его могут сформировать налоговые органы. И при необходимости применять к таким фирмам жесткие санкций, вплоть до уголовной ответственности. Целесообразность введения в России уголовной ответственности для юридических лиц сейчас тоже активно обсуждается. До сих пор в отличие от других стран такой ответственности не установлено.

Включение налоговых преступлений в список позволит получить доступ к данным об офшорных счетах, так говорят эксперты?

Павел Ливадный: В новых рекомендациях ужесточаются требования по идентификации клиентов банков, в том числе тех, кто зарегистрирован в офшорах. В частности, таким компаниям придется предоставлять в финансовые учреждения достоверные сведения о реальных собственниках и владельцах активов. В случае невозможности установления бенефициарного собственника, банки обязаны не открывать счет и не проводить по нему операцию, а также сообщать о таких фактах в компетентные органы.

ФАТФ рекомендует правительствам ужесточать требования в отношении национальных политических деятелей, которые могут представлять повышенный коррупционный риск в силу занимаемых ими постов. Означает ли это, что скоро будут предложены механизмы проверки источников денежных средств высших чиновников и их деловых партнеров?

Павел Ливадный: Сегодня уже наработана большая практика в отношении финансового мониторинга операций иностранных политически значимых лиц. Это обосновано, поскольку коррупционеры стремятся к сокрытию своих доходов за рубежом.

Для  усиления борьбы с коррупцией принято решение распространить эти меры и на национальных политических деятелей. Речь идет о выявлении участников операций, которых можно отнести к такой категории лиц. И это становится обязанностью банков, всех финансовых и нефинансовых организаций, клиентами которых они являются. Кроме того, устанавливаются требования в отношении мониторинга операций таких лиц, чтобы выявить признаки коррупции. Это также связано с установлением источников происхождения денежных средств и иных активов.

В России, как и в других странах, зоной особого риска является сфера распределения бюджетных средств, государственных закупок. Доходы государственных деятелей, чиновников, принимающих решения в этой области, должны попадать под обязательный пристальный контроль. Это государственные ресурсы, риск нецелевого использования которых должен быть сведен к минимуму. У нас уже есть опыт и практика использования механизмов контроля для выявления коррупционных схем. Это и институт декларирования доходов, и использование типологий отмывания коррупционных доходов, которые применяются правоохранительными органами и финансовой разведкой.

В связи с чем появилась рекомендация, связанная с финансированием оружия массового уничтожения?

Алексей Петренко, начальник Управления международного сотрудничества Росфинмониторинга: Актуальность вызвана сохраняющейся угрозой предоставления финансовых услуг для передачи и экспорта ядерного, химического или биологического оружия, относящихся к ним материалов, а также средств его доставки.

Задача ФАТФ - стимулировать страны применять целенаправленные финансовые санкции, предусмотренные соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН. Это и замораживание активов, и предотвращение передачи финансовых средств физическим и юридическим лицам, внесенным в санкционные списки Совета Безопасности. Речь идет о содействии всеобъемлющему выполнению поддержанных Россией и закрепленных в решениях совета требований международного сообщества. В соответствии с Уставом ООН они носят обязывающий характер. Распространение оружия массового уничтожения, как и терроризм, квалифицируется Советом Безопасности как угроза международному миру и безопасности.

Новые рекомендации ФАТФ активизируют обмен данных между финансовыми разведками и правоохранителями?

Алексей Петренко: Это одна из целей, которая ставились в ходе работы по пересмотру стандартов ФАТФ - дальнейшее укрепление международного сотрудничества.

Национальные компетентные органы смогут получать доступ к сведениям о бенефициарных собственниках того или иного бизнеса, компании или предприятия. А международный информационный обмен с ожидаемым ростом объема и качества передаваемых данных, направленный на выявление в ходе совместных финансовых расследований преступной деятельности по отмыванию незаконно приобретенных доходов и финансированию терроризма, станет более прицельным.

Кстати

ФАТФ рекомендовала странам риск-ориентированный подход, который позволяет фокусировать внимание на наиболее проблемных зонах в плане отмывания "грязных денег". А где риски проявляются в большей и меньшей степени?

"Невысокому риску, по мнению экспертов, подвержены сферы рынка финансовых услуг, имеющие развитую систему регулирования и надзора, - пояснила "РГ" Галина Бобрышева, генеральный директор Международного учебно-методического центра по финансовому мониторингу. - Традиционно к ним принято относить банковский сектор, который заинтересован в развитии безналичных расчетов, что создает условия для повышения прозрачности финансовых потоков. Доступность услуг, предлагаемых банками, развитие платежей с использованием банковских карт - способствуют снижению наличного оборота и рисков легализации незаконных доходов.

А к областям высокого риска относятся, как правило, новые виды финансовых услуг, которые предлагаются за пределами банковского сектора. Регулирование здесь отстает от стремительного развития отрасли. Речь идет о финансовых услугах, основанных на использовании новейших информационных технологий - электронные деньги, предоплаченные карты, расчеты с использованием мобильной связи. Еще одним индикатором повышенного риска для подобных услуг является их трансграничный характер в условиях отсутствия единых международных стандартов регулирования. В России эти тенденции учтены с принятием закона о национальной платежной системе".

Фото: РИА Новости