В политехническом музее открылся "Политеатр"

"Политеатр" - совместный проект Политехнического музея и театра "Практика". У слова "поли" много смысловых возможностей чтения. Так считает создатель нового театра, художественный руководитель театра "Практика", режиссер и продюсер Эдуард Бояков.

"Для нас главное - энергия слова "поли", а не "политика". "Поли" в значении "мульти". Мы не хотим заниматься чистой политикой". Действительно, в названии нового театра читается возможность самых разных театральных статусов. Театр "Практика" давно работает с идеологическими текстами - от Александра Солженицына и Владимира Сорокина до Ивана Вырыпаева. В разгар весенней политической активности чуткий к переменам продюсер и режиссер воспользовался харизматичной энергией Большой аудитории Политехнического музея, чтобы создать новую артистическую площадку Москвы. Зал, в котором в 20-е годы читали Маяковский и Есенин, а в 60-е - Вознесенский и Ахмадулина, вновь накачивается энергией перезагрузки.

Не случайно первый проект "Политеатра" называется "Волны". Название рассказа Владимира Сорокина дало имя спектаклю, который поставил Эдуард Бояков с участием Вениамина Смехова и Алисы Хазановой. Сюжетно оба рассказа, вошедшие в спектакль, не связаны с Политехническим. Но по смыслу они оказались очень близки всей его атмосфере, став идеальным идеологическим занавесом для нового театра.

Узкая сцена Большой аудитории преодолена "супрематическими" картонными "холмами", столь модными в театре столетней давности. По ним бегают компьютерные "волны" света и цвета, чтобы дать изысканным позам Алисы Хазановой прекрасную формальную раму. Виртуальные елочки и прочие деревья таинственно блуждают по стенам, создавая необходимый в рассказах Сорокина фантастический пейзаж. Вениамин Смехов, стоя у стола с проектором, сопровождает рассказ "Черная лошадь с белым глазом" разными "документами" 40-х годов - от свидетельства на землю до календарного листка от 22 июня 1941 года. В густом крестьянском пейзаже, который смахивает на кинематографическое пиршество "Свадьбы в Малиновке", счастливая девочка вдруг сталкивается с таинственным предзнаменованием - черной лошадью с бельмом, после чего и наступает 22 июня. Весь этот тревожный и сочный рассказ Смехов и Хазанова рассказывают с резкой и отчетливой стилизацией. Алиса Хазанова (дочь знаменитого папы, оказавшаяся очень стильной актрисой) буквально поет слова Сорокина, изысканно выставляя ножку в балетном сапожке. Вослед за колхозной историей идет рассказ "Волны" о романтических 60-х годах. Гениальный физик на даче в момент сладкого любовного пароксизма изобретает новую формулу радиоволны, способной уничтожить Америку, а его жена, засыпая, видит повторяющийся кошмар о черной волне, накрывающей ее накануне войны. Все это вместе с именами великих физиков эпохи соседствует с извлеченным из кармана плавленым сырком "Волна", только что запущенным в производство, глядя на который оба вспоминают о своих ночных видениях.

Если вам угодно нагрузить эту волшебную постмодернистскую раму активными смыслами, вы можете сделать это прямо в Большой аудитории Политеха. Если нет - можно просто поразмышлять о том, как смыкаются волны самого разного времени, порождая новое пространство новых театральных возможностей.