Вчера Центризбирком награждал победителей и лауреатов конкурса социологических прогнозов на выборах президента 4 марта. Из "большой тройки" социологических служб диплома победителя удостоился только "Левада-Центр", остальные награды достались малоизвестным аналитикам.
Задачей участников конкурса было вычислить наиболее точные показатели избирательной активности в нескольких номинациях: наиболее точный прогноз явки, наиболее точный прогноз голосов за избранного президента, интегральный прогноз, наиболее точный ранговый прогноз и прогноз уровня протестного голосования.
Из 33 принятых ЦИКом заявок 24 пришли из регионов, причем география претендентов на самую точную социологию оказалась очень широкой - свои прогнозы прислали аналитики из Башкортостана, Мордовии, Красноярского и Приморского краев, Иркутска и даже из поселка Черкизово Московской области.
18 конкурсантов представляли социологические организации, 7 - маркетинговые. 6 заявок пришли из вузов и 2 - от независимых экспертов и политологов.
В результате наиболее точный прогноз явки избирателей выдал Смоленский государственный университет. "Честно говоря, на это рассчитывал, - сообщил представитель победившего вуза Алексей Гавриленко. - И когда посылал прогнозы от нашей лаборатории, все было просчитано, выверенно... 65%". Наиболее точный прогноз доли голосов за избранного кандидата выдал Российский государственный университет туризма и сервиса. Загорелый мужчина, вышедший за дипломом, еще раз озвучил число победителя - 64% голосов.
Награждение за лучший интегральный прогноз проскочили очень быстро, не углубляясь в объяснения - это очень сложный комплексный показатель, о котором в двух словах не расскажешь. Зато с ранговым прогнозом все оказалось просто до очевидного - победители должны были наиболее точно угадать последовательность кандидатов по убыванию собранных голосов.
Из 33 претендентов победили 10, причем в этой номинации вторых и третьих мест не было: аналитики либо угадали, либо не угадали.
Наиболее точный прогноз уровня протестного голосования стал новеллой в конкурсе, причем победил "Левада-Центр": единственная компания из "большой тройки социологов", удостоившаяся первого места. Представляя победителя, Владимир Чуров сообщил, что "с удивлением наблюдал, как "Левада-Центр" последние 3-4 месяца проводил хорошую социологию в отношении Центризбиркома и в отношении меня". Впрочем, во время ответного слова представитель "ЛЦ" Олег Савельев не удержался от того, чтобы уколоть более удачливых конкурентов: "Весь наш прогноз, кроме явки, ложится в пределы статпогрешности, - пояснил он. - Все, что в пределах 3,4% - это наука. То, что точнее - это удача, случайность".