Европа готовит единый стандарт менеджмента инноваций

В современном мире инновация - это самая фундаментальная мера, гарантирующая любой компании неоспоримое конкурентное преимущество на рынке. Наличие способности к инновациям и ее оценка могут быть продемонстрированы бизнес-партнерам и клиентам посредством разработки и внедрения системы менеджмента инноваций.Это формализованная инфраструктура, включающая цели, стратегии и процессы, организационные структуры и ценности, при помощи которых бизнес управляет инновациями.

В 2010 году приступил к работе новый Технический комитет Европейского комитета по стандартизации CEN/TC 389 "Менеджмент инноваций". Национальные организации по стандартизации стран - членов CEN образовали "зеркальные" ему технические комитеты, которые обеспечивают поддержку его деятельности. Очевидно, что фундаментом для будущего евростандарта станут прежде всего подходы испанского и португальского стандарта, на соответствие требованиям которых внешние и внутренние аудиты, а также сертификация в этих странах продолжаются уже несколько лет. В частности, предлагают обучение и выдают сертификаты широко известные мультинациональные сертификационные компании Det Norske Veritas (DNV), Lloyd's Register, SGS, Bureau Veritas Certification.

Так, в Испании еще в мае 2006 года была принята 2-я пересмотренная версия поистине новаторского стандарта UNE 166002:2006 "Менеджмент в области исследований, разработок и инноваций: Требования к системе менеджмента". Его разработчик - Технический комитет AEN/CTN 166 Ассоциации Испании по стандартизации и сертификации (AENOR). Структура стандарта носит достаточно детальный характер и в ней прослеживается известный управленческий цикл "Планируй - делай - проверяй - улучшай" (Plan-Do-Check-Act, PDCA), используемый и в других системах менеджмента. Описанная в испанском стандарте система менеджмента в области инноваций совместима с другими системами менеджмента, что немаловажно для их интеграции. В нем прослеживаются все общие элементы стандартов на системы менеджмента: политика, планирование, внедрение и функционирование, оценка уровня эффективности, улучшение (корректирующие и предупреждающие действия), анализ со стороны руководства. Логическим продолжением данного подхода станет новое Руководство ISO Guide 83 "Высокий уровень структуры и идентичности текста стандартов систем менеджмента и общее ядро терминов и дефиниций системы менеджмента", принятие которого ожидается в начале 2012 года.

Очевидно, что методология будущего европейского стандарта (EN) на систему менеджмента инноваций, как и испанского, будет опираться на цикл PDCA и общие элементы всех систем менеджмента, включая те, что уже разрабатываются параллельно. Это система менеджмента событий устойчивого развития, непрерывности бизнеса, безопасности дорожного движения, активов и др.

Куда менее детальный подход избрала Португалия. Речь идет об изданном в январе 2007 года стандарте NP 4457:2007. Его разработчик - Технический комитет CT169 национальной организации по стандартизации - Института Португалии по качеству. Структура португальского стандарта значительно проще испанского, но и в ней цикл PDCA и общие элементы систем менеджмента также ясно различимы.

Ассоциация Франции по стандартизации (AFNOR) возглавила сразу две рабочие группы в рамках европейского технического комитета CEN/TC 389: по вопросам управления интеллектуальной собственностью (CEN/TC 389/WG5 "Intellectual Property Management") и вопросам управления стратегическим интеллектом организации (CEN/TC 389/WG6 "Strategic Intelligence Management"). Это вполне закономерно, учитывая принятие во Франции по данным темам двух новых документов по стандартизации, имеющих статус справочных. Это FD X50-146:2010 "Менеджмент инноваций - Управление интеллектуальной собственностью" и FD X50-052:2011 "Менеджмент инноваций - Управление стратегическим интеллектом организации". Первый описывает наиболее существенные аспекты для приобретения и охраны объектов интеллектуальной собственности (ИС), позволяющие организации управлять ИС на стратегическом уровне, в том числе в партнерстве с другими организациями и при совместном владении патентом; включить аспект ИС во все функции организации; поощрять интеллектуальную деятельность и вселять уверенность в ее авторов, особенно авторов изобретений и ноу-хау, которые являются наиболее чувствительными для организации; определять элементы, которые следует рассматривать в ходе аудита интеллектуальной собственности"; идентифицировать методы и критерии оценки патентов.

Все стандарты в области менеджмента ориентированы на концепцию высокотехнологичного общества, к которому стремятся компании и корпорации - мировые лидеры по продвижению на рынки самой современной продукции. Национальные стандарты в области менеджмента инноваций, принятые в Европе, уже сегодня предлагают европейским компаниям апробированные управленческие методологии, которые помогут создать к 2013 г. евростандарт, представляющий собой консолидированную позицию европейских стран и "срез" наилучшей практики самых успешных компаний. Не исключено, что в ближайшем будущем будет инициировано создание также Технического комитета ИСО/ТК на менеджмент инноваций, аналогичного CEN/TC 389.

К сожалению, в России в настоящее время упор делается главным образом на госрегулирование инновационной деятельности, т.е. на разработку законов и иных нормативных правовых актов. Одно из доказательств этому - принятие закона от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Он хотя и содержит ключевые термины в области инноваций ("инновационный проект", "инновационная инфраструктура"и др.), однако посвящен лишь мерам господдержки, ее целям и принципам, а также полномочиям госорганов и оценке эффективности расходования бюджетных средств.