Владимир Путин, выступая на съезде РСПП, предложил два пакета инициатив по улучшению делового климата в стране. В частности, дал поручение ряду министерств и деловым сообществам подумать об изменении условий размещения госзаказов на строительном рынке. Кроме того, заявил о необходимости подготовить план перехода от разрешительного к уведомительному порядку согласования документов. Экспертное сообщество оценило, насколько реально воплотить эти идеи.
Руководитель экспертной инжиниринговой компании, член правления Российской палаты строительных экспертов Сергей Должников не сомневается, что изменение порядка согласования документов, предполагающее уменьшение количества обязательных процедур, ускорит начало строительства. "Важно, чтобы задача упрощения согласования документов не была направлена на количественное уменьшение процедур в списке, - считает эксперт. - Ведь современное строительство - сложный технологический процесс, который имеет разные временные рамки его реализации в зависимости от условий строительства".
Однако руководитель одной из строительных организаций Антон Долгов не уверен, что уведомительный порядок согласования документов будет эффективным на практике.
- Эта мера без учета и корректировки ряда нюансов, мало поможет, - считает строитель. - Ведь каждая организация, которая согласовывает проект строительства объекта, владеет своей специфической информацией. Было бы полезно провести анализ списка согласовывающих организаций и часть из них (ненужную) просто исключить из цепочки согласований.
С Долговым солидарен и руководитель экспертного центра "ИНДЕКС" Сергей Волощук. Он считает, что следует повысить исполнительскую дисциплину чиновников, а не отказываться от наработанных механизмов контроля в строительстве. "В противном случае переход от разрешительного формата к уведомительному порядку будет осуществлен за счет строительных компаний под флагом "повышения репутационной и финансовой ответственности застройщика", - полагает эксперт. - В конечном счете, это отразится на стоимости строительства, поскольку в нее войдет компенсация дополнительных рисков застройщика".
Мы поинтересовались у экспертов - может ли новая процедура повлиять на скорость и цену строительства?
- Не могу сказать, что сокращение согласовательных процедур и соответственно уменьшение объема их стоимости прямо повлияет на цену строительства какого-то конкретного объекта, - считает Сергей Должников. - Но уменьшение срока согласования может изменить его конечную стоимость. Как минимум застройщик, пока идет согласование расходов на собственное содержание, не будет выплачивать проценты по кредиту. Естественно, что эти расходы в дальнейшем будут компенсированы за счет увеличения стоимости квадратного метра построенной площади.
Сергей Волощук также уверен, что переход от разрешительных процедур к уведомительным ни к чему не приведет. По его словам, для строительства жилья в Москве основной причиной дороговизны жилья является порядок выделения земельных участков. Условием заключения договора аренды земельного участка является передача городу 50% и более строящегося жилья. То есть в цене квадратного метра жилья должны учитываться двойные издержки, и поэтому снизить стоимость строительства в Москве при сохранении порядка передачи земель под застройку и высокой кадастровой стоимости земель невозможно.
Владимир Путин предложил расплачиваться по госзаказам только после сдачи объекта "под ключ". Однако насколько это реализуемо на практике? Исключит ли это случаи демпинга при заключении контрактов с недобросовестными поставщиками?
Сергей Должников полагает, что демпинг в строительстве - это как раз и есть показатель финансовой и репутационной безответственности.
Тем не менее сами строители считают невозможным полностью отказаться от авансовых платежей, полностью перейти на оплату работ после сдачи объекта в эксплуатацию. "Тогда подрядчикам придется вести работы на собственные средства, обращаться в банки за кредитами, и в результате цена строительства возрастет", - мотивирует свою позицию руководитель строительной компании Антон Долгов.
Другая проблема, по оценке экспертов, состоит в том, что сейчас рынок строительных услуг захватили "гиганты", поэтому новой компании не пробиться на рынок. В то же время банки страхуются и перестраховываются: для участия в тендере организация обязана внести страховой депозит. Зачем эта мера для строителей, при выполнении работ по госконтракту? Где взять для этого средства? У строителей выход один: снова брать кредит в банке и платить по нему проценты.