В Новгородской области региональные товаропроизводители и федеральные сети, работающие на территории региона, готовятся подписать рамочное соглашение, согласно которому доля местных товаров на полках сетевых торговых точек будет составлять не меньше 25%. Об этом сообщила пресс-служба администрации региона.
Еще десять лет назад отношения поставщиков и розничных торговцев носили бесконфликтный характер. Ключевую роль в цепочке "от поля до прилавка" играли производители: в сетевые торговые точки мог попасть практически любой товар, чей поставщик готов был обеспечить торговцу бесперебойные поставки и стабильный ассортимент. Со временем править балом стали сетевики. Оплата услуг продавцов и невыгодные производителям отсрочки платежей, практикуемые рядом ритейлеров, стали нормой, а в ситуацию пришлось вмешаться федеральным властям, в спешном порядке принявшим федеральный закон о торговле.
- Сейчас мы пытаемся изменить принцип отношений и с федеральными, и с региональными властями, и с производителями, - сообщил "РБГ" Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). - Больше нет "плохих ритейлеров" и "хороших производителей", есть добросовестные и недобросовестные игроки рынка.
Новгородская область - далеко не единственный регион, где торговые сети и региональные компании задумались о взаимовыгодном партнерстве. В конце февраля АКОРТ подписала соглашение с минсельхозом Башкирии, направленное на налаживание стабильного и эффективного сотрудничества торговых сетей и региональных поставщиков сельхозпродукции. Члены АКОРТ плотно взаимодействуют и с товаропроизводителями Нижегородской и Липецкой областей, Алтайского края, Татарстана: подписывают отраслевые соглашения, проводят закупочные сессии, в ходе которых заключаются крупные контракты.
В некоторых регионах наполнение продовольственной корзины товарами местных производителей проходит в рамках проектов, называемых в зависимости от региона "покупай новгородское", "нижегородское" и тому подобное. Местные товары, прошедшие специальный отбор, маркируются региональным знаком качества, упрощающим вход на прилавки торговых сетей. К примеру, в Ставропольском крае, где подвели итоги региональной акции "Покупай ставропольское!", доля произведенного на Ставрополье хлеба в местных торговых сетях выросла до 99%, молочной продукции - почти до 96%, масла и сыра - до 70%, минеральной воды и напитков - до 50%.
"Потребителям важно видеть на полках магазинов знакомые товары, произведенные неподалеку, а ритейлерам важно удовлетворять запросы своих клиентов ,- подчеркивает Илья Белоновский. - Поэтому сотрудничество с региональными поставщиками для торговых сетей важно как с точки зрения формирования репутации, так и с точки зрения формирования спроса и увеличения объема продаж". Правда, среди ритейлеров, как правило, не принято подписывать соглашения с фиксированной долей прилавков для местных поставщиков. С одной стороны, подобные договоренности сложно администрировать, с другой - они могут заинтересовать не только товаропроизводителей, но и федеральную антимонопольную службу.
- Одна из особенностей работы крупных ритейлеров заключается в непрерывности технологического процесса, - подводит итог Илья Белоновский. - Торговые сети не могут заключить контракт с фермером, готовым поставлять молоко четыре раза в месяц по плавающему графику или маринованные огурцы две недели в году. Однако сейчас мы видим реальные примеры, когда региональные власти помогают местным товаропроизводителям сделать производство более технологичным и удобным с точки зрения сотрудничества с ритейлерами. Это приводит к увеличению доли региональной продукции на прилавках торговых сетей и делает цепочку поставки товаров "от поля до прилавка" более прозрачной и эффективной.