Азербайджан активно занимается развитием инфраструктуры

Ключевым элементом регионального развития стало строительство дорог и коммунальных систем

 

Как показал исторический опыт последних пятидесяти лет, фундамент всех успешных экономических моделей в государствах Европы, Азии и на Американском континенте основывался именно на интенсивном развитии инфраструктуры. В начале 90-х годов, с приходом к власти общенационального лидера Гейдара Алиева, по этому пути пошел и Азербайджан. Отправной точкой явилось строительство магистральных трубопроводов - таких, как экспортные нефтепроводы Баку - Тбилиси - Джейхан и Баку - Супса, а также Южнокавказский газопровод. Ведущим трендом инфраструктурных проектов страны стала модернизация автомобильных и железных дорог, создание современных морских и воздушных гаваней и, разумеется, развитие систем связи нового поколения.

Одно из первых мест в этой стратегии занимает также строительство новых электростанций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих, в частности, перетоки энергии с Россией, Ираном, Турцией и Грузией, и превративших Азербайджан в регионального экспортера электроэнергии.

К 2015 году, с вводом в строй крупных ТЭС "Джануб" - 780 МВт, "Шимал-2" - 400 МВт, а также ряда малых и средних ГЭС, мощность энергосистемы страны планируется довести до восьми тысяч мегаватт

Еще около десяти лет тому назад деятельности предпринимателей в регионах препятствовали зачастую непреодолимые проблемы: системные отключения света, повсеместное отсутствие газа и перебои в водоснабжении, не говоря уж о безобразном состоянии дорог, причем не только местного, но и республиканского значения.

Однако, по мере реализации первой и второй Госпрограмм социально-экономического развития, с 2004 по 2011 год во всех без исключения периферийных районах наблюдается беспрецедентное развитие электро-, газо-, водной и дорожной инфраструктур. Так, только в период реализации первой госпрограммы число газифицированных районов возросло с 35 до 56, проложено порядка 2000 км новых газопроводов, объем восстановленных подземных газохранилищ возрос более чем в два раза. В рамках стартовавшего в 2009 году второго этапа региональных преобразований было проложено порядка пяти тысяч километров межрайонных и распределительных газопроводных сетей, дополнительно газифицировано 148 населенных пунктов, капитально отремонтировано 1537 км газовых линий.

Заметных улучшений удалось достичь и в сфере модернизации региональных энергосистем. Только за прошедшие семь лет в стране построено одиннадцать новых электростанций и вместе с реконструированными объектами введены в эксплуатацию дополнительные 2,1 тыс МВт генерирующих мощностей. Это не только избавило периферию от дефицита электроэнергии, но, более того, уже четвертый год Азербайджан является чистым экспортером электроэнергии. Примечательно, что сегодня порядка 70% объектов энергосистемы страны, обеспечивающей свыше 6400 МВт совокупной мощности, расположено в регионах страны. А к 2015 году, с вводом в строй крупных ТЭС "Джануб" -780 МВт, "Шимал-2" - 400 МВт, а также ряда малых и средних гидроэлектростанций, мощность энергосистемы страны планируется довести как минимум до восьми тысяч мегаватт.

В целях развития промышленности в регионах и расширения экспорта электроэнергии в стране уже четвертый год реализуется масштабная госпрограмма реконструкции внутренних энергосетей Азербайджана, рассчитанная на 2008-2015 годы. Ее целью является наращивание передающей инфраструктуры - ЛЭП и подстанций. В число объектов, подлежащих модернизации, включены линии электропередачи от 500 до 0,4 киловольта, соединяющие расположенные в Мингячевире и Ширване крупные электростанции с подстанциями на западе и востоке страны. Этот проект успешно реализуется, и только в минувшем году в регионах было сдано в эксплуатацию 310 трансформаторов и 25 подстанций, проложено 3,7 тысячи км силовых кабелей. Важнейшим компонентом этой программы стало строительство нескольких подстанции и новой 500-киловольтной ЛЭП, которая уже к середине текущего года свяжет воедино энергосистему Азербайджана, Грузии и Турции.

Ощутимого продвижения удалось достичь и в сфере водоснабжения и ирригации в 36 городах и районах страны. Так, в прошлом году завершилось строительство 263-километрового водопровода "Огуз - Габала - Баку". Берущая начало в предгорьях Большого Кавказа, эта линия позволит в дальнейшем поставлять в столицу до пятнадцати кубометров воды в секунду, что полностью обеспечит потребности Баку и ее пригородов в питьевой воде.

С целью обеспечения населения, живущего на берегах рек Кура и Араз экологически чистой питьевой водой, в рамках программы развития регионов в 188 населенных пунктах 18 районов построены водоочистные сооружения модульного типа, благодаря чему более 340 тысяч человек обеспечены чистой питьевой водой. Осуществляется коренная модернизация системы водоснабжения Гянджи и Шеки, завершается строительство водного канала Вельвелечай - Тахтакерпю и водохранилища Шемкирчай объемом 180 млн кубометров, а также Нефтчалинского оросительного канала и мелиоративной системы в Билясуваре. Благодаря этому будут введены в оборот новые орошаемые земли площадью свыше трех десятков тысяч гектаров.

В рамках Госпрограммы регионального развития строится и ремонтируется порядка 1200 км магистральных и более 1800 км дорог местного значения. К концу текущего - началу будущего года эти современные автотрассы соединят столицу с ее западной, северной и южной границами. В столице и в поселках Апшеронского полуострова прокладываются две объездные дороги, введено в строй свыше трех десятков мостов, путепроводов и тоннелей. Так, лишь за последние два года введено в строй около 690 километров автомобильных дорог республиканского и местного значения, в том числе 220 километров сельских дорог, сооружено 25 новых мостов и тоннелей. Кроме того, в Гахе и Губе сданы в эксплуатацию автовокзальные комплексы, в Габале - современный международный аэропорт, а в Гарадагском районе возводится новый международный морской торговый порт. Как будет развиваться азербайджанская инфраструктура и какие экономические преимущества она даст стране, будет ясно в ближайшем будущем.

Коммуникации

В рамках Госпрограммы регионального развития строится и ремонтируется порядка 1200 км магистральных и более 1800 км дорог местного значения. К 2013 году современные автотрассы соединят столицу с ее западной, северной и южной границами.