Виктор Климов, заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
Среди наиболее важных изменений в законодательстве, предлагаемых сегодня правительством, - возможность выкупа арендуемых помещений из так называемых перечней государственного муниципального имущества, сформированных в регионах и муниципальных образованиях. В течение всего срока действия 159-ФЗ, вступившего в силу еще в августе 2008 года, многие малые предприниматели-арендаторы не могли выкупить арендованные площади как раз по причине того, что они были внесены в указанные перечни. Вот почему это решение правительства - одно из наиболее ожидаемых предпринимателями.
Речь также идет о возможности выкупа помещений, находящихся на балансе ГУПов и МУПов, которые не используются для уставной деятельности этих предприятий и также сдаются в аренду. Если сегодня под действие закона попадают лишь предприниматели, арендующие помещение в течение двух лет по состоянию на 5 августа 2008 года, то в новой редакции - в течение двух лет по состоянию на 1 сентября 2011 года.
Порядок выкупа помещений принципиально не изменится. Предприниматель подает заявку в уполномоченный орган, управляющий имуществом: КУГИ, КУМИ и проч. В течение двух месяцев комитет проводит конкурс оценщиков. Выбранный оценщик устанавливает цену выкупаемого имущества, после чего составляется договор купли-продажи и предлагается предпринимателю. Предприниматель должен в 30-дневный срок подписать договор либо, если цена кажется ему завышенной, он имеет право оспорить ее.
Одна из новелл подготовленного законопроекта касается как раз этой процедуры: если ранее оспорить цену можно было в течение 30 дней, которых зачастую не хватало для того, чтобы решить проблему в судебном порядке, и возможность приватизации терялась, то теперь предприниматель получает право продлить этот срок. Кроме того, с новой редакцией закона субъекты малого бизнеса, которым по разным основаниям было отказано в приватизации, смогут подать заявку повторно.
Планируется также установить единый порядок рассрочки платежей при приватизации. При этом срок рассрочки будет составлять не менее трех лет для всех малых и средних предпринимателей, а платежи - осуществляться равными долями на протяжении всего периода. Благодаря такой системе исключается возможность установки слишком высокого первого взноса, который ранее в некоторых случаях мог превышать 50% от общей суммы.
Помимо этого у предпринимателей появится возможность выкупить всю арендуемую ими площадь без каких-либо ограничений. До этого предельный размер выкупаемой площади устанавливался региональными законами, и нередко возникали проблемные ситуации: предприниматель, например, арендует 500 кв. м помещения, а закон позволяет выкупить, скажем, лишь 300.
Если правительство внесет законопроект и Дума примет его в весеннюю сессию, то изменения вступят в силу уже летом 2012 года.
Если говорить о политике по развитию малого и среднего бизнеса в целом, то можно констатировать, что за последние несколько лет ее общая конструкция была создана. Есть базовый закон, который за время своего действия оброс системой нормативных актов и комплексом мероприятий. В результате сегодня политика поддержки сформулирована не только как приоритеты и направления, но и подробно, инструментально прописана по всем этим направлениям, что крайне важно. Очевидно, что определенный этап в формировании этой политики завершен. Созданы специальные инструменты для регулирования малого бизнеса как особого субъекта, особого - в силу своей малости, подвижности и вследствие этого уязвимости. Дальнейшее развитие может пойти по нескольким направлениям.
Понятно, что малый бизнес будет занимать те ниши, которые образуются в ходе институциональных реформ. Простой пример: сейчас происходят изменения в важнейших для каждого из нас сферах образования и здравоохранения. И от того, каким путем пойдут эти реформы и насколько предприниматели будут готовы занять образовавшиеся ниши, зависит, какое количество малых компаний сумеет заменить государственные структуры в этих сферах, насколько эти рынки будут по-настоящему конкурентными и предпринимательскими.
Огромный потенциал развития предпринимательства сегодня скрыт в самозанятости населения. Развитие информационных и коммуникационных технологий стремительно увеличивает число людей, которые могут самостоятельно зарабатывать. Репетиторы, няни, строители-ремонтники, дизайнеры, фотографы - все это по большей части "неформальное" предпринимательство. И для них необходимо создавать комфортные условия, чтобы они переходили в "видимую" зону экономики, чтобы зарабатывали и не скрывали этого, чтобы получали возможность развиваться. Этому процессу очень сильно помог бы специальный патент для самозанятых, покупка которого заменит и регистрацию бизнеса, и налоги.
Следующее направление связано со смещением акцентов в регулировании экономики в сторону проектно-ориентированного управления. Таким способом управления, например, является кластерный подход, когда поддерживаются не "все и вообще", а выбираются наиболее значимые инициативы. Но эти избирательно поддержанные инициативы - управленческие, инфраструктурные, а иногда даже конкретные бизнес-проекты - играют принципиально важную роль, роль катализатора для развития кластера в целом, для повышения его конкурентоспособности, а кластеры, в свою очередь, работают на развитие всей экономики.
Важнейшим инструментом такого управления должна стать Федеральная контрактная система. Она должна обеспечить баланс между эффективностью бюджетных расходов и достижением целей социально-экономического развития. Сейчас идет широкое обсуждение этой темы в органах власти и экспертном сообществе. Основные споры, к сожалению, идут вокруг процедур госзаказа, в то время как требуется создание принципиально новых институтов планирования, сопровождения проектов, оценки полученных результатов.
Кроме того, принципиально важно "развязать" комплекс проблем, завязанный с бюджетной необеспеченностью муниципалитетов. В этом смысле требуется передача всех налоговых поступлений от малого бизнеса на местный уровень. Это важно не столько для местных властей, сколько для предпринимателей.
И, наконец, будет развиваться дальше институт оценки регулирующего воздействия, благодаря которому бизнес-объединения получили возможность не только получать информацию, но и участвовать в обсуждении законопроектов, начиная с этапа их разработки. Практика ОРВ оказалась достаточно результативной.