"Скончались в нищете" - странная, казалось бы, тема при гламурной жизни попсовой культуры.
Недавно министр культуры Александр Авдеев сообщил, что за 2011 год его ведомство перечислило нуждающимся творческим людям 120 млн рублей. В число организаций, которым была оказана помощь, вошли Союзы кинематографистов, художников и писателей. Однако, как показывают жизнь и смерть, и этого мало.
В январе в нищете умерла актриса Светлана Харитонова, сыгравшая в фильмах "Летят журавли", "Белый Бим Черное Ухо", "Визит к Минотавру". Слово "бедность" появлялось в сообщениях о смерти Семена Фарады, Михаила Кононова, Георгия Вицина, Алексея Смирнова, Сергея Филиппова, Николая Крючкова, Николая Парфенова, Алексея Катышева и других.
Журналисты "РГ" попытались выяснить, как в России осуществляется помощь пожилым творческим людям?
"Делается все для того, чтобы российский писатель не задержался на этом свете... и если мы еще до сих пор живы, то это Божий промысел, помощь друзей и близких!" Эти горькие, эмоциональные слова из письма санкт-петербургского поэта Ирины Знаменской разошлись по Рунету полтора года назад.
С 1991 года, с того самого момента, как Союз писателей СССР прекратил свое существование как профессиональная организация, возникшие на его осколках писательские организации получили статус организаций общественных - исчезло понятие "непрерывный творческий стаж", последний стал начисляться только в период действия договора с издательством (то есть те несколько месяцев, пока пишется книга). Активно работающие авторы этого могут и не чувствовать - до той поры, пока переиздаются, получают премии и стипендии минкульта. Ну а если литератору за 70, когда-то написанное не издается, одолели болезни и новых книг уже не предвидится?
В свое время в России для помощи неимущим литераторам был создан фонд, куда активно издающиеся авторы перечисляли проценты от гонораров. Сегодня на учете в том же московском литфонде 3,5 тысячи человек, из которых больше половины - пенсионеры.
- Их семьи существуют на пенсию нередко только самого писателя: жена, как правило, была его помощницей и стажа не наработала, - рассказывает председатель правления Московского литфонда Людмила Мережко. - Мы им помогать серьезно не можем, поскольку и сами живем на деньги от аренды помещений. Тот же ЦДЛ писателям уже на 90% не принадлежит.
Литфонд, богатейшая некогда организация, на счет которой шли взносы и по 3% выручки от издания каждой книги в СССР, раздробилась вместе с Союзом писателей и дышит на ладан. Издательства стали частными, перечислять деньги на помощь авторам отказываются, Дома творчества, построенные на писательские деньги на берегах теплых морей, куда литфонд мог на много месяцев отправлять нуждающихся, перешли в ведение независимых государств. В России у писателей остались только Дом творчества под Санкт-Петербургом и подмосковное Переделкино.
Руководители столичных писательских союзов с завистью говорят о системе поддержки книгоиздания в Скандинавии, где государство выкупает для библиотек часть тиража всех изданных книг, и автор получает процент за каждую выдачу книги читателю. В некоторых областных центрах России писательские организации взяты под крыло местного бюджета, где отыскиваются деньги, в том числе и на помощь "нераскрученным" авторам. Витает в воздухе идея отчислять в пользу писателей-пенсионеров процент от переизданий классиков.
Но все это мечты до тех пор, пока не принят закон о творческих союзах, много лет пылящийся в Госдуме. Он мог бы, скажем, вернуть писателю профессиональный статус, а с ним и восстановить трудовой стаж, инициировать пересчет пенсий, вернуть когда-то существовавшие для членов творческих союзов льготы по квартплате...
Однако законодатели не спешат принимать закон: по их словам, нет критерия, по которому можно было бы отделить профессиональный творческий союз от самодеятельного (в одной только Москве насчитывается 8 суверенных писательских организаций). Литераторы возражают - эти критерии есть: разветвленная сеть региональных отделений, число членов союза, количество переизданий их книг.
В Союзе театральных деятелей есть три основных направления помощи артистам-ветеранам сцены: творческая поддержка, правовая и социальная. Уже 6 лет все творческие союзы благодаря инициативе Союза театральных деятелей и его председателя Александра Калягина получают финансирование из федерального бюджета для оказания разовой помощи своим членам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- Например, у актрисы в Орле сгорела квартира, - рассказывает зампред Союза Геннадий Смирнов. - После этого, не выдержав удара, у нее умер муж. Женщина осталась одна с ребенком и без дома. Год жила в гримуборной театра. Мы выделили ей деньги, Александр Калягин написал письмо губернатору Орловской области с просьбой подыскать артистке приличное жилье. Сейчас она живет в собственной квартире. Или, скажем, в Петербурге загорелась квартира, а соседнюю, в которой жили два члена Союза, пожарные залили водой. Двум пожилым женщинам нужно было делать капремонт, покупать новую мебель. Город им выделил на это часть необходимой суммы, остальное доложил Союз. Еще пример: члену нашего Союза, уже пожилому человеку, понадобились деньги на восстановление зрения. Мы два года оплачивали операции. И таких ситуаций масса. Союз помогает решить до 500 подобных проблем в год.
Из недавних достижений в Союзе театральных деятелей называют тот факт, что с 2012 года артисты, имеющие звание "Народный артист РФ", будут получать пенсию в двойном размере, а в числе очевидных проблем называют сокращение благотворительной деятельности, наметившееся за последние 10 лет.
- В свое время мы создали благотворительный фонд "Бенефис", поскольку в Москве работала программа, по которой деньги, перечисленные в благотворительные фонды частными лицами и организациями, освобождались от налогообложения, - продолжает Смирнов. - Тогда нам удалось собрать много средств, и за эти деньги мы ветеранам покупали телевизоры, холодильники, делали ремонт в квартирах, отправляли людей в санатории, даже в Карловы Вары. Но, к сожалению, все льготы благотворителям отменили. Выход мог бы быть в том, чтобы не только установить льготы благотворителям, но и найти верные государственные формы их администрирования.
Однако в России по-прежнему ведет свою работу фонд "Артист", учрежденный в 2008 году. Есть в "Артисте" и программа "Касса помощи SOS", в рамках которой фонд помогает с лекарствами, частично оплачивает лечение, реабилитацию, оказывает патронат и помощь на дому одиноким ветеранам. За годы работы у фонда сложились традиционные мероприятия, основная цель которых - сбор средств. Одно из них - благотворительный концерт "Признание в любви", который состоится 2 апреля.
- Мы будем делать его в Доме музыки совместно с оркестром Владимира Спивакова, - говорит соучредитель фонда "Артист" Игорь Верник. - Традиционно в концерте принимают участие учредители фонда - это Мария Миронова, Евгений Миронов и я. Привлекаем и коллег, которые разделяют наше отношение к ветеранам. В зал приглашаем ветеранов и зрителей, а сборы от продажи билетов идут в помощь нуждающимся.
Тем временем
Два года назад, в канун 150-летнего юбилея Московского литфонда, его руководство обратилось в правительство Москвы со скромной просьбой - помочь издать памятный сборник. Письмо несколько месяцев ходило по кабинетам и только под самый юбилей Людмиле Мережко сообщили, что готовы помочь с изданием - но за счет самого литфонда. В итоге пришлось идти с шапкой по писательскому миру, и на маленькую брошюру литераторы себе все-таки "наскребли".