В Белокурихе прошло первое в этом году заседание Совета СФО и Совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС). На них, в частности, обсуждалась идея создания "Корпорации развития Сибири", главной задачей которой станет привлечение инвесторов и развитие государственно-частного партнерства.
По данным МАСС, в 2008-2011 годах темпы развития сибирских регионов опережали общероссийские. Рост промышленного производства в СФО составил за этот период 109,7 процента (в РФ - 103,4), инвестиций в основной капитал - 114,3 процента (РФ - 106,4). Но и этих темпов, по мнению специалистов, недостаточно для решения задач, заявленных в Стратегии развития Сибири-2020.
В последние четыре года средний рост промышленного производства в округе оставался на уровне не многим более двух процентов, а инвестиций - 4,3 процента. А для достижения заданных Стратегией экономических параметров эти темпы должны быть не менее 4,5-5,2 и 8-11 процентов соответственно.
- У всех регионов Сибири в 2011 году наблюдались достаточно высокие темпы роста инвестиций в основной капитал, но иллюзий по этому поводу питать не надо. Поскольку идут скорее восстановительные темпы после кризиса, - считает заместитель губернатора Томской области Александр Феденев. - Да и рейтинги, на которые часто ссылаются регионы Сибири, носят спекулятивный характер. Сегодня в СФО нет ни одного субъекта, который бы имел реальный финансовый рейтинг.
Участники заседания сошлись во мнении, что основной сдерживающий фактор инвестиционной привлекательности сибирских территорий - недостаточный уровень развития транспортной, инженерной и энергетической инфраструктур.
- Опыт показывает, что гарантией успешной реализации крупных инвестиционных проектов и стимулирования бизнеса является участие государства в создании необходимых условий, связанных не только с устранением административных барьеров, но и со строительством объектов инфраструктуры, - подчеркнул вице-губернатор Алтайского края Михаил Щетинин.
Очевидно, что собственными силами создать в Сибири необходимую инфраструктуру регионам сегодня не под силу, и региональные власти рассчитывают на федеральную поддержку. Однако гос-поддержка (в том числе и инфраструктурных проектов) зачастую оказывается в виде льготного кредитования частных компаний.
В сибирских реалиях это работает не всегда - многие проекты необходимо начинать в чистом поле, в труднодоступных районах. Это отпугивает инвесторов.
Поэтому участники Совета предложили расширить господдержку за счет прямого финансирования инфраструктурных проектов из средств Инвестиционного фонда РФ, изменить соотношение государственных и частных инвестиций с 1:5 до 1:3 и снизить порог стоимости региональных проектов, претендующих на получение средств Инвестфонда РФ, с 500 до 200 миллионов рублей.
Еще одним инструментом повышения инвестиционной привлекательности Сибири должна стать совместная реализация общих инвестпроектов. Но для этого необходимо изменить законодательную базу регионов, чтобы наделить их полномочиями софинансирования межре-гиональных проектов и создать единый стандарт инвестиционной привлекательности. По мнению участников совета, этим могла бы заняться структура, условно названная "Корпорация развития Сибири".
- Оставаясь регионами-конкурентами, мы очень много теряем, - уверена спикер Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская. - Если мы хотим представлять Сибирь на серьезном международном уровне, то должны постепенно отходить от сугубо региональных интересов и налаживать межрегиональное взаимодействие. Сейчас почти во всех субъектах создаются отраслевые кластеры. Так что мешает нам организовать межрегиональные? Например, ядерный кластер на базе Новосибирска, Красноярска и Томска. А также лесоперерабатывающий, научно-образовательный, агропромышленный, - перечислила она.
В целом идея создания корпорации была воспринята положительно. Будет ли она реализована и в какой форме - покажет время. Стоит, однако, отметить: какими бы замечательными ни были проекты (в том числе и межрегиональные), ситуация не изменится к лучшему, пока не решится кадровая проблема.
Недостатка в идеях в Сибири нет, вот только реализовывать их некому. Например, только в Красноярском крае с учетом экономического роста потребность в дополнительной рабочей силе к 2020 году составит около пятидесяти тысяч человек. Для других регионов эта проблема не менее остра, особенно на фоне демографического спада и оттока населения в более благоприятные для проживания западные регионы страны. Поэтому среди приоритетных задач повышения инвестиционной привлекательности регионов Сибири участники форума назвали разработку программ по подготовке кадров и привлечению необходимого количества трудовых ресурсов в СФО.
- Чтобы остановить отток населения, необходимо создать комфортные условия для проживания в Сибири, и именно это должно стать государственной программой, - резюмировал первый заместитель губернатора Красноярского края Виктор Томенко.
Виктор Толоконский, полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе
- Инвестиционный потенциал всех двенадцати регионов Сибири сегодня используется недостаточно. В некоторых по-прежнему есть серьезные инфраструктурные ограничения: не хватает электроснабжения, транспортных коммуникаций, кадров. Естественно, что в таких условиях инвестиционное развитие затруднено. Сегодня ни один регион Сибири, даже с насыщенной экономикой, не обладает необходимым бюджетом развития. Поэтому перед федеральной властью стоит задача - создать недостающие базовые условия. Но многое предстоит сделать и регионам. Мы должны разработать более качественные механизмы стимулирования частных инвестиций в нашу экономику. Сегодня можно говорить о слабости базового бюджетного и налогового законодательства. Но даже в его рамках в регионах создается крайне мало современных институтов развития, ограниченно применяются инструменты госгарантий. Конечно, нужно искать способы межрегиональной интеграции.