Приказом Росавтодора "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2012 году" с 1 апреля по 25 июня, то есть на время весенней распутицы, и с 20 мая по 31 августа (на период летней жары) вводятся ограничения на движение по федеральным автодорогам магистрального автотранспорта, имеющего нагрузку на ось более 3-5 тонн. Исключение составит лишь Краснодарский край, где из-за небольшого количества снега не ожидается сильных паводков. Такой ежегодный маневр автомобилисты называют "просушкой дорог".
Как пояснил начальник управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Игорь Астахов, подобные ограничения весной регулярно вводятся с 1961 года. Дело в том, что при массовом таянии снега вода чрезмерно пропитывает дорожную одежду, которая под тяжестью грузовиков начинает разрушаться примерно в 5 раз интенсивнее. А охватить дренажной и гидроизоляционной системами всю федеральную сеть просто нереально.
Игорь Астахов отметил, что ограничения не коснутся определенной группы перевозчиков ряда жизненно необходимых товаров. Им будут выдаваться специальные разрешения. При этом общая масса грузов может, как и в обычном режиме, составлять 40 тонн. Остальные перевозчики должны либо планировать поездки в другое время, либо облегчать свой транспорт. Штраф за нарушение режима перевозки грозит солидный.
Вроде бы все логично. Но в то же время порядок осуществления временных ограничений, утвержденный минтрансом, ставит в неравное положение внутренних и международных перевозчиков - на последних ограничения не распространяются. То есть привезти из-за границы на российскую стройку, допустим, цемент или фанеру в апреле можно, а с соседнего завода уже нельзя. Второй момент: почему везти по размокшей от паводка дороге 40 тонн мяса или макарон дозволено без спецразрешений, а для 20 тонн труб или бетонных колец необходимо покупать пропуск? Получается парадокс, как в старой детской загадке: килограмм пуха легче килограмма железа!
"Правила должны быть одинаковы для всех, - считает автор портала "Склад законов" Владислав Артамонов, - либо мы закрываем дороги, либо не закрываем. Ситуация, когда одним ехать можно, а другим нельзя, но если заплатят, то тоже можно, не вызывает у перевозчиков ничего, кроме недовольства деятельностью транспортных чиновников".
"Насколько бережно государство относится к отечественному бизнесу, а через бизнес к своим гражданам, можно определить через принятие нормативно-правовых актов различного рода, - сообщила "РБГ" генеральный директор Московского областного транспортного союза Людмила Емельяненко. - Весенние ограничения вызывают такие вопросы. Что это за федеральные дороги и федеральное законодательство, при котором малотоннажные по классификации автомобили с нагрузкой 3-5 тонн на ось необходимо относить к тяжеловесным транспортным средствам? Почему за плохие дороги должны дополнительно, в зависимости от времени года, платить перевозчики, владельцы груза, а в итоге все граждане страны? Почему нет открытой информации об использовании средств, полученных за выдачу разрешений?"
Сейчас практически весь современный автотранспорт, выпускаемый зарубежными и отечественными производителями для магистральных перевозок, и самосвалы имеют показатели по допустимым нагрузкам, превышающие установленные российские дорожные ограничения. И получается, что с 1 апреля они априори объявляются совершившими противоправные действия и обязанными возместить "нанесенный вред". Сумма нанесенного вреда установлена заранее, хотя сам факт "вреда" никто никак не фиксирует и не доказывает. Он устанавливается как бы заочно, даже если дорога, может быть, уже давно высохла и "чувствует" себя не по сезону хорошо. "То есть сумма возмещения нанесенного вреда зависит не от фактического ущерба, а от сочетания календарного времени года и нагрузки на ось", - возмущается Людмила Емельяненко.
В итоге дело заканчивается тем, что вместо одного "тяжеловоза" на линию выходит полтора десятка "газелей", забивая и без того переполненные городские улицы и междугородние магистрали.
"У тех, кто специализируется на дальних перевозках, весенние ограничения вызовут простой в работе длиной несколько месяцев из-за различных сроков начала и окончания по разным регионам, - сообщил "РБГ" представитель компании-перевозчика. - Допустим, на линии Москва - Иркутск простой продлится с 1 апреля (М-5 "Урал") по 24 мая (М-53 "Байкал"). Это не считая возможного продления еще дней на десять. Один рейс 20-тонного грузовика на этом плече приносит 250 тыс. руб. дохода "грязными". Если фура везет из Москвы в Иркутск пищевые продукты, на которые ограничения не распространяются, то на "обратку" продуктов нет и обычно грузятся фанерой или чем-то подобным, на которые эти ограничения действуют по полной программе".
Но это все, в общем-то, еще цветочки. В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", со следующего года вводится запрет движения транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автодорогам общего пользования федерального значения без внесения платы (3,5 руб. за 1 км пробега) в счет возмещения вреда, причиняемого магистралям такой техникой. А КоАП будет дополнен статьей 12.21.3, предусматривающей штрафы: для водителя грузовика-нарушителя в размере 5 тыс., для индивидуальных предпринимателей - 40 тыс.; для юридических лиц - 450 тыс. руб. На какие ухищрения, однако, готовы наши чиновники, лишь бы не строить дороги, выдерживающие не только велосипеды, но и тяжелые грузовики!
А перевозчикам, похоже, придется ставить своих "железных коней" в стойло.