Психологи: Дружба на работе может и стимулировать и тормозить развитие

Нужно ли поддерживать дружеские отношения на работе? Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru опросил представителей 35 разных профессий, насколько для них важно совмещать дружбу и работу. Оказалось, что особое значение дружбе с коллегами придают медицинские сестры. "Работать в медицине сложно, без доверия и дружеского отношения к коллегам не получится приносить пользу больным"; "Все время на работе. Неудивительно, что привязываешься к людям", - комментируют они.

Чуть реже дружбу с коллегами по работе водят операторы персональных компьютеров (61%) и продавцы-консультанты (60%). Пополам разделились по этому вопросы кладовщики, менеджеры по продажам, бухгалтеры, водители и журналисты. А вот руководители разных рангов и программисты принципиально не заводят друзей там, где работают. "На работе лучше держать дистанцию", - таковы наиболее распространенные комментарии этих категорий работников.

На самом деле, считают психологи, дружба на работе может быть и стимулом для достижений, и тормозом для развития. Одно дело, когда дружеские отношения способствуют созданию творческой атмосферы и здорового соперничества в деле. И совсем другое, когда совместные посиделки за чаем или болтовня на личные темы отвлекают от работы, мешают сосредоточиться на деловых целях и задачах. Еще хуже, когда на почве дружбы сколачиваются группировки, выдвигаются неформальные лидеры, которые начинают отстаивать интересы группы или свои лично, опираясь на поддержку "моих людей". Обычно такие истории заканчиваются увольнением лидера группы, а то и всей дружной компании.

- Если сотрудники поддерживают дружеские и неформальные отношения, как правило, это позитивно влияет на совместную работу, - считает директор по персоналу кадрового холдинга АНКОР Елена Жуланова. - Именно для того, чтобы дать членам коллектива возможность ближе познакомиться, компании организуют корпоративные мероприятия: совместные праздники, выезды на природу, командообразующие тренинги. Коллегам-друзьям проще договориться, совместными усилиями они быстрее могут решить любую проблему или уладить конфликт. Однако может случиться и так, что сотрудник расставляет приоритеты, руководствуясь личными отношениями, и делает в первую очередь ту работу, о которой попросил его друг. Это, разумеется, может помешать делу. А бывает и так, что коллеги начинают дружить "против кого-то". И здесь во многом от руководства зависит, насколько далеко это может зайти и какой вред нанести работе. В открытых и ориентированных на общий результат деловых культурах это все же редкость.

- Если ты работаешь в команде, то приятельские отношения возникают неизбежно: так будет проще понять друг друга, а значит, быстрее и качественнее выполнить свой объем работы, - уверена ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Анастасия Селиванчик. - Однако никогда не стоит ставить знак равенства между здоровыми профессиональными отношениями и дружбой "семьями". Урон труду будет, и никуда от этого не деться. Если речь идет о боссе и подчиненном, то соблюдение субординации необходимо, даже если они состоят в родственных отношениях.

Опрос Superjob.ru: У меня есть настоящие друзья на работе