В России снизилось количество налоговых проверок

В 2011 году в Уголовный кодекс РФ был внесен ряд существенных изменений, направленных на либерализацию законодательства. Проведение налоговых и полицейских проверок стало более регламентировано, существенно сократилось число проводимых в их рамках оперативно-разыскных мероприятий. Однако говорить о том, что ситуация улучшилась с качественной точки зрения, нельзя. Бизнесменам расслабляться рано, констатировали участники "круглого стола" "Бизнес и государство. Налоговые и полицейские проверки. Тенденции-2012", организованного агентством РАПСИ.

В первую очередь эксперты обратили внимание на декриминализацию товарной контрабанды (ст. 188 УК РФ). Много уголовных дел, получивших достаточно широкую огласку, было прекращено в этом году, однако это не означает, что занимающиеся экспортом предприниматели могут спать спокойно. Осталась ст. 194 УК РФ, которая претерпела изменения в части квалифицирующих признаков (туда вошла организованная группа, определен размер ущерба). Как отметили адвокаты, все те действия, которые раньше квалифицировались как контрабанда, теперь будут квалифицироваться по ст. 194 как неуплата таможенных платежей. Статья существовала и раньше, однако правоприменительная практика по ней была достаточно слабая. Фактически эта практика только начинает формироваться, и основная задача бизнеса и власти - работать над тем, чтобы она складывалась в соответствии с законными интересами предпринимателей. "В ст. 194 есть такой квалифицирующий признак, как неуплата таможенных платежей, совершенная с применением насилия к должностному лицу. Понятно, что контрабанда таким образом могла быть совершена, но каким образом можно не уплатить таможенные платежи с применением насилия, вот это вызывает вопрос", - подчеркивает руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса "Пепеляев Групп" Максим Кошкин. Также, по словам адвоката, исходя из сложившейся практики состав дела, предусматривающий ответственность за неуплату таможенных платежей, более требователен к механизму доказывания, нежели состав контрабанды, который, в общем, являлся формальным.

Вызывает опасения практикующих юристов и введение ответственности за создание так называемых фирм-однодневок. Согласно ст. 173 УК РФ привлекать к ответственности будут людей, которые либо создали компанию для совершения в будущем преступлений, то есть фирму-однодневку, либо представили свои документы для создания этой фирмы. "Событие значимое, но как оно будет применяться на практике в дальнейшем, я не знаю. На мой взгляд, оно может быть способом для злоупотреблений со стороны полиции. Если сегодня по налоговым преступлениям есть некоторые ограничения для сотрудников полиции в части возбуждения уголовных дел и т.д., то по этим двум новым составам пока таких ограничений нет. Поэтому, найдя в контрагентах у любой компании, даже добросовестного налогоплательщика, фирму-однодневку, власти могут посчитать это поводом для проверки или для возбуждения уголовного дела. То есть, грубо говоря, если кто-то прогнал деньги через компанию-однодневку, то он рискует быть привлеченным", - заявляет адвокат МКА "Князев и партнеры" Марина Барабанова.

На практике защиты клиентов отразилось и введение законом 407-ФЗ новой меры: поводом для возбуждения уголовного дела по налоговому составу теперь является только решение налоговых органов, то есть поступившие из них материалы проверки. При этом основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. По словам адвокатов, понятие "достаточных" очень субъективное, и правоприменитель оценивает их совокупность по-своему. "На практике я сталкивалась с совершенно парадоксальными ситуациями, когда уголовные дела возбуждаются на основании одного заявления, максимум - опрос потерпевшего. Когда проверки длятся годами, ты уже собрал все доказательства, однако лицо, принимающее решение, никак не усматривает в действиях состава преступления. И такие вот пограничные ситуации сплошь и рядом, что порождает коррупционную составляющую", - рассказала адвокат бюро "Леонтьев и партнеры" Илона Цилюрик.

Замглавы Контрольного управления ФНС Светлана Лисименко затруднилась выявить какие-либо особенности в проведении налоговых проверок в 2011 году. По ее словам, порядок их проведения регламентирован концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной еще в 2007 году. Она содержит в себе 12 критериев самостоятельной оценки, то есть налогоплательщик может сам заблаговременно просчитать, придет ли к нему налоговый орган на проверку или нет. Лисименко отметила, что количество проверок в 2011 году снизилось, при этом на предприятия малого бизнеса пришлось лишь 3%. "Иногда собственники предприятия препятствуют проведению проверки, уничтожают документы, в частности, устраивают пожары, но это единичные случаи", - сказала Лисименко. Она напомнила, что налоговые органы вправе осуществлять проверку совместно с полицией, в таком режиме сейчас проходит каждая тринадцатая проверка.