Отличительная черта большого художника - неторопливость. Он может, даже в наши дни, не носиться по миру, в суете сует представляя свою новую работу, а почувствовать вкус каждой страны, в которую приезжает, и насладиться ею. Кинорежиссер Фрэнсис Форд Коппола, который приехал в российскую столицу представлять свой новый фильм "Между", задержался в Москве на неделю. Он ходил в Политехнический музей, гулял по городу, рассказывал о том, что новый фильм, который выйдет в прокат 26 апреля, "вырос" из сна, что приснился ему в Стамбуле в ранний час перед молитвой муэдзина. Коппола анонсировал фильм на премьере в кинотеатре "Пионер", снимался на телевидении, дал множество интервью и провел мастер-класс для молодых кинематографистов и круглый стол с российскими кинорежиссерами.
Фильм "Между" по жанру готический триллер про духов и вампиров от автора знаменитого "Дракулы" с Вэлом Килмером, Брюсом Денном и Эль Фаннинг в главных ролях. В последние годы Коппола снял три малобюджетных фильма в разных странах - картины абсолютно непохожие на его предыдущие работы - ни на "Крестного отца", ни на "Апокалипсис сегодня", ни на другие. "Между" - фильм, который снят за 7 недель, недалеко от дома Копполы в Калифорнии. И это - далеко не первый фильм ужасов из тех, что пожаловали к нам в последнее время. Словно хотят напомнить, что наша жизнь - это еще не ужас. В феврале Дэниел Рэдклифф привез в Москву "Женщину в черном". В апреле за неделю до "Между" в прокат выходят "Хижина в лесу" и "Ворон". Последний - по мотивам рассказов Эдгара Алана По. Этот же писатель фигурирует и у Копполы, и играет его Бен Чаплин.
Обозреватель "РГ" спросила об общей тенденции у мэтра.
|
Видео: Сергей Куксин |
"Не думаю, что моя работа - это фильм ужасов, - ответил Коппола. - Я использовал жанр ужасов, потому что с него начинал, когда мне было 22 года и - оттого, что мне снова представилась такая возможность. Тогда мне, как начинающему кинематографисту, нравилось делать странные вещи с камерой - ставить под стол или размахивать ею в воздухе. А сейчас меня больше тянет вспоминать и вкладывать в фильм какие-то автобиографические вещи".
"Что касается жанров хоррора или триллеров, то любое кино необходимо", - продолжил Коппола, отвечая на вопросы коллег-журналистов.
- Фильмы должны быть разнообразны: мюзиклы, драмы - что угодно. Лично я в своем возрасте (Копполе - 72 года - прим. С.А.) уже стараюсь отстраниться от любого жанра. Мой жанр - это жизнь. А жизнь - это и драма, и комедия, и триллер попеременно. Так что я отказываюсь от идеи, что зрители должны идти в кино в ожидании встречи с каким-то одним жанром. Я стараюсь нарушать правила.
"Мое желание - подходить к кинематографу, как к литературе. - рассказал Коппола. - Я считаю, что самые прекрасные произведения присутствуют в литературе и в театре, и каждое раскрывает душу автора. К примеру, Томас Манн, Густав Флобер, Иван Тургенев - они выражали в своих произведениях не автобиографию, но любовь к жизни, то, что знают и чувствуют. Именно душу художника и хочет почувствовать читатель или зритель. Вот почему важно писать для кинематографа отдельный сценарий, а не адаптировать книгу. И, если пишешь, - нужно проводить большое расследование. Вот почему свои картины я делаю о личном. Да, в Стамбуле, в мусульманской стране мне приснился сон. Как раз во время призыва к молитве, в пять утра. Во сне мне явился Эдгар Алан По - я не звал его, он сам пришел. И… тут раздался крик муэдзина. Я хотел досмотреть сон, но не смог, зато записал его на диктофон. И вы можете это видеть в фильме "Между"- это тот момент, когда герой идет, наступая на могилы, из которых встают дети, встречает девушку с железками на зубах…"
РГ: Ваш приезд в Россию не однодневный. С чего такой интерес к нашей стране. Не означает ли он подготовку к новому проекту?
Коппола: Я много раз приезжал сюда и нахожу людей приветливыми и добрыми. По поводу нового проекта - это правда. Я посетил Политехнический музей, проводя исследование для нового фильма, который будет более крупным, чем мои последние три работы. Я даже не думал, что возьмусь за него. Я снял последние три фильма, намереваясь перейти в другую карьеру. Я говорил себе, что невозможно конкурировать с самим собой молодым. Нельзя быть популярным более 40 лет. Когда меня сегодня упрекают, мол, почему вы не снимаете такие хорошие фильмы как раньше, я отвечаю: мои работы в свое время тоже не считались такими. Нужны годы, чтобы оценить фильм.
О времени и будет мой новый масштабный проект. Для него мне потребуется изучить важные моменты моей эры. Мы все приходим в этот мир. 20 лет до нашего рождения и 20 лет после - это целая эра - сто лет! И у каждой эры свой мотив. Я родился в 1938 году, и мне просто хотелось бы оценить эпоху с 20 годов прошлого века до 20 годов нынешнего. При этом я не буду включать в фильм Вторую мировую войну - о ней и так много сказано. Это - отдельная тема.
И, кстати, я не буду снимать этот фильм в России. Съемки пройдут в Нью-Йорке.
РГ: Как автор фильма "Апокалипсис сегодня", верите ли вы, что Апокалипсис произойдет? Что может ускорить этот процесс?
Коппола: Глупость. Есть некоторые процессы, которые могут привести к дисгармонии. Я считаю, что современная жизнь людей все больше угрожает миру. Мы создаем поколение, которое все время неудовлетворенно. Реклама бомбардирует нас семь дней в неделю и предписывает, каким нам следует быть. Лучшие художники мира занимаются рекламой. В конечном итоге это имеет психологический эффект отравления. Прекрасно, когда живешь за городом и видишь деревья и детей. Все, что уже есть, не нужно покупать. Но реклама, постоянно навязывая стереотипы, вызывает чувство неудовлетворения, которое люди пытаются заглушить наркотиками, никотином и алкоголем. Жизнь человека разбалансирована. Население глупеет. Если человечество не станет более образованным и не будет избирать достойных лидеров, к чему мы придем? Возьмите древние времена. Люди из-за идей убивали и убивают до сих пор. И, если глупость будет продолжаться, именно она может стать причиной Апокалипса.
РГ: Почему в новых работах вы отказались от голливудского стиля, который был у вас прежде. Почему три ваши последние картины больше похожи на труд дебютанта?
Коппола: Большого Голливуда уже не существует, поэтому и нет большого голливудского стиля. 20 лет назад газеты стали печатать цифры бокс офиса, и с тех пор кино стало видом спорта: кто победит? Именно тогда я и понял, что у больших студий нет будущего.
Я работал с Джеком Уорнером на "Warner Brothers", потом - с Дэрилом Зануком на студии "20th Century Fox" и с Маркусом Лоу на "Metro-Goldwyn-Mayer". Это были серьезные бизнесмены! А теперь студии принадлежат телекоммуникационным компаниям, которые интересуются лишь своими акциями. Это видно, когда вы идете в кино - все фильмы создаются по одной формуле. Те, кто были успешен прежде, стали разочарованы. И Феллини переживал, и Теннесси Уильямс был в старости разочарован - критикам не нравились его последние работы. Я не хотел чувствовать подобное и становиться одним из старых ворчунов. Поэтому я попробовал снова стать молодым, как кинематографист. Я подумал, что надо снимать кино и поехал в недорогую Румынию. Нанял молодого оператора, которому не нужно было много платить. А я и не мог, и мы даже не позволили себе арендовать вагончики, и мерзли на улице. Так что самый лучший способ помолодеть - не иметь денег.
А сценарий нового фильма я пишу совсем по-другому. Так что мой новый опыт не пригодился. Так, как я пишу сейчас, никогда бы не написал прежде.
Отсюда вывод. Единственный способ конкурировать с фильмами в молодости - это стать новым человеком и начать другую жизнь
РГ: Какие сны вам снятся в Москве?
Коппола: Я не так много пил здесь русской водки, как ракии в Стамбуле (смеется)! Так что у меня не было сна подобного тому, о котором я вам рассказывал.