Юрий Темирканов выступил на фестивале Мстислава Ростроповича

Парад знаменитых оркестров, приезжающих на московский фестиваль Мстислава Ростроповича, продолжается. Вслед за Лондонским филармоническим две концертные программы исполнил Заслуженный коллектив России под руководством Юрия Темирканова. В Колонном зале Дома союзов прозвучали сочинения Рахманинова, Шостаковича, Гии Канчели.

Рахманиновский оммаж от петербургского оркестра, отмечающего в этом году свое 130-летие, включал Второй фортепианный концерт и Вторую симфонию, представляющие собой квинтэссенцию стиля композитора с его харизматичной лиричностью, мелодическим богатством и красотой "русскости" - напевной широтой, раздольностью, сокровенностью.

И надо заметить, что звучание оркестра у Юрия Темирканова абсолютно соответствовало этому обобщенному и несколько символическому образу рахманиновской музыки, погружая в чистые, прохладные звучности струнных, в стройные, как хоралы, вступления деревянных, в благородные, не атакующие агрессивным форте тутти оркестра. В общем тоне темиркановских интерпретаций и Второй симфонии, и Второго фортепианного концерта ощущалась лирическая монументальность.

Солистом в фортепианном концерте выступил молодой итальянский пианист Алессио Бакс, которому временами было явно сложно прорываться сквозь оркестр, накрывающий рояльную партию объемным, многослойным звуком, но все-таки ему удалось показать и свой чистый хрустальный звук, и сдерживаемую оркестром виртуозную технику, и проникновенную лирическую интонацию, позволившую не просто созерцать, а глубоко погружаться в красоту Aдажио второй части концерта как в некий символический образ "бытия в красоте". И подтянул эту трактовку Темирканов, последовательно проявлявший в каждом такте рахманиновской музыки энергию чистой красоты, зазвучавшей в Адажио симфонии тем особым струящимся нежным потоком, что напомнил вдруг о знаменитом малеровском Адажиетто из 5-й симфонии.

Темирканов высвечивал каждую деталь в партитуре рахманиновской Второй симфонии: и ее танцевальные ритмы, и колокольные эффекты, и пейзажную звуковую среду, и хоральные мотивы, прорывающиеся вдруг как короткие молитвы, и лирические монологи. И ни на одно мгновение напряжение этой развивающейся музыкальной драматургии не ослабевало, нагнеталось внутренним давлением звука, угасало, снова накатывало волнами поднимающейся динамики. Принципиальным здесь было отсутствие жесткой конфликтности, пароксизмов, нервного напряжения, звуковых экстазов, в иных трактовках формирующих стержень даже ранних рахманиновских партитур.

У Темирканова же молодой Рахманинов, автор Второго концерта и Второй симфонии, звучал цельно и обобщенно, как образец законченного стиля, совершенной, почти классической ясности и звуковой красоты, несущих в себе ту гармонию, которую человек обретает скорее не на земле, а в других измерениях мира - и прежде всего в музыке.