|
В среду 11 апреля в 15 часов на сайте "Российской газеты" стартует III Интернет-фестиваль "Дубль дв@". На этот раз его тема - режиссерские дебюты.
В кино идет стремительная смена поколений. Вдруг возникла целая плеяда режиссеров молодых, дерзких, со своим взглядом на жизнь и своим мироощущением. Это мироощущение, как ни покажется странным, оптимистично. "Сейчас самое замечательное время для того, чтобы делать кино, - сказал в передаче, посвященной фестивалю, на радио "Говорит Москва” дебютант Андрей Зайцев ("Бездельники”). - Можно быть независимым от большого бюджета, от пленки, от дорогой аппаратуры. О качестве, которое дают вполне доступные теперь видеокамеры, еще недавно нельзя было мечтать. И если у тебя есть идеи, ты можешь снять фильм".
Это люди, которые научились быть независимыми от государства, от проката, от бюджета. Люди такой степени внутренней свободы, какая неведома предыдущим поколениям. Сергей Лобан, лауреат последнего Московского кинофестиваля за "Шапито-шоу", потерпев неудачу в переговорах с прокатчиками, решил заняться распространением своей картины сам и таким "прокатом-самокатом" с большим успехом показал ее в 60 городах страны. Он же решил подхватить бродящую в мире идею "народного финансирования" и уверен, что соберет деньги на свою следующую картину у зрителей-добровольцев.
Но проблема проката для большинства менее изобретательных дебютантов по-прежнему остается неприступной. Размах проблемы покажут некоторые цифры. В 2011 году в России было снято чуть более сотни фильмов - 103 или 105, никто не знает точно. Но совершенно точно известно, что из них 35 - более трети! - дебюты. Примерно столько же дебютных фильмов было снято в 2010 году. Это значит, что в полку кинорежиссеров прибыло - человек на семьдесят! Вам известны их имена? Вам что-нибудь говорят такие названия, как "Бездельники", "Пропавший без вести", "Иванов", "Голубка"? Многие из дебютных картин высоко оценены на фестивалях. Но из них считанные единицы засветились на считанных экранах. Сколько талантливых людей после столь обескураживающего начала решили заняться более благодарным делом - статистика не знает.
Год назад на первом фестивале "Дубль дв@" среди не дошедших до зрителей картин таких мастеров, как Сергей Соловьев или Юрий Мамин, была показана и мелодрама молодой Яны Поляруш "Видримасгор". Этот фильм тогда поразил многих зрителей: "Мы и не знали, что у нас все еще снимается такое умное и доброе кино", - писала одна из читательниц "РГ" в форуме фестиваля. Но фильм, который потенциально был, что называется, обречен на успех, был задушен нашим прокатом чуть ли не в зародыше - на большие экраны он так и не попал, по телевидению его не показали.
Так как задача нашего фестиваля - дать хорошим картинам еще один шанс выйти к широкой, не знающей расстояний и государственных границ публике Интернета, наш очередной "Дубль дв@" мы решили посвятить дебютантам.
Восемь фильмов, которые пройдут перед вами в ближайшие десять дней, хоть и дебютные, но сделаны людьми разных поколений. Экранизация чеховского "Иванова", например, - первая работа в кино очень известного театрального режиссера Вадима Дубровицкого. Сергей Ольденбург-Свинцов, дебютировавший в игровом кино фильмом "Голубка", - оператор, сценарист, фотограф и даже президент Московского международного фестиваля балета GRAND PAS. Автор фильма "Воробей" Юрий Шиллер - знаменитый новосибирский режиссер-документалист. Вячеслав Златопольский, представляющий свой первый фильм "Дом ветра", - человек многих талантов и окончил не только мастерскую Аллы Суриковой на Высших режиссерских курсах, но и Франкфуртский Государственный институт изобразительных искусств. Прежде чем получить на ММКФ приз за режиссуру "Шапито-шоу", Сергей Лобан был известен в московском андеграунде, а потом дебютировал нашумевшей, но, увы, в узких кругах абсурдистской картиной "Пыль", которую мы теперь представим кругам более широким. Анна Фенченко , прежде чем стать студенткой режиссерской мастерской Владимира Хотиненко во ВГИКе, была корреспондентом "Советского экрана", а прежде чем дебютировать в большом кино фильмом "Пропавший без вести", делала на НТВ знаменитых "Кукол". В "Куклах" же был замечен и отмечен Сергей Мокрицкий, автор нескольких документальных лент, в очень зрелом возрасте дебютировавший фильмом "Четыре возраста любви". И наконец, свой дебютный полнометражный игровой фильм "Бездельники" представляет Андрей Зайцев, двойной лауреат "Золотого орла" - за документальную ленту "Виктор Астафьев. Веселый солдат" и за монтаж фильма "12".
Такова конкурсная программа. Она могла быть обширней: в ней предполагались интереснейшие фильмы "Отрыв" Александра Миндадзе и "Однажды в провинции" Кати Шагаловой. Авторы были рады показать свои работы на фестивале, но продюсерская компания Central Partnership потребовала за это денег. Случай, замечу, беспрецедентный - обычно продюсеры охотно откликаются на предложение нашего некоммерческого фестиваля, понимая, что это для фильма лишний шанс пробиться к своей аудитории.
Как всегда, зрители смогут голосовать за просмотренные фильмы по десятибалльной шкале (первая звездочка означает 1 балл, десятая - 10), а также написать свой отзыв, напрямую обратившись к создателям фильмов на форуме каждого из фильмов. По результатам зрительского голосования фильмы, занявшие два первых места, получают призы.
Кроме того, есть и параллельная программа, которая будет доступна для просмотра на протяжении всего фестиваля целиком. Она не менее интересна: здесь собраны некоторые из дебютных картин ныне знаменитых мастеров. Каждый их этих фильмов в свое время становился событием, большинство из них долго не сходили с экранов, однако новым поколениям зрителей они малоизвестны, так что в какой-то степени это будет их новая премьера, их "дубль дв@", уже в век Интернета. Фильмы этой программы идут вне конкурса, но для зрителей сохраняется возможность писать в форуме свои отзывы, которых с интересом и волнением будут ждать авторы картин Вадим Абдрашитов, Николай Досталь, Андрей Кончаловский, Юрий Мамин, Владимир Меньшов, Александр Митта, Сергей Соловьев и Карен Шахназаров.
Конкурсная программа III Интернет-фестиваля "ДУБЛЬ ДВ@": ДЕБЮТЫ
Внеконкурсная программа "Как дебютировали мастера"
(Все фильмы этой программы доступны для просмотра с 11 по 23 апреля)