Только два месяца липецкие льготники могли бесплатно ездить по городу в маршрутках. Теперь это решение отменено, а частники намерены компенсировать затраты повышением тарифов. Одновременно грядет подорожание и на муниципальном транспорте.
Право ездить в маршрутках по единому социальному проездному билету (ЕСПБ) липчане получили за месяц до даты выборов - 1 февраля. Эта мера социальной поддержки была введена по многочисленным обращениям липчан. Сегодня половина пассажиропотока областного центра сознательно выбирает автобусы коммерческих перевозчиков, поскольку они регулярнее ходят и дают возможность без пересадки добраться в отдаленные районы города. Стоит отметить, что частники с самого начала воспринимали такое ноу-хау без особого энтузиазма, но администрации удалось их убедить. К тому же материальные потери перевозчикам обещали компенсировать из бюджета.
Но, как ответственно заявляют частные перевозчики, никакой компенсации они не получили и не получат. Два месяца спустя выяснилось: средства на эти цели никто не запланировал. А схема возмещения затрат по пройденному километражу, которая действует в отношении муниципального транспорта, к маршруткам не применима.
- В этом случае необходимо вводить региональную систему персонифицированного учета перевозки льготников, которая позволит производить плату за фактически выполненный объем работы, - пояснили в мэрии. И добавили, что власти с пониманием отнеслись к решению транспортников прекратить оказание бесплатных услуг.
- Осенью город намерен выйти с инициативой предусмотреть средства для возмещения затрат перевозчиков по обслуживанию льготников при формировании очередного областного бюджета, - сообщили в пресс-службе мэрии. На год для этого потребуется около 60 миллионов рублей.
Как рассказала "РГ" индивидуальный предприниматель Галина Орлова, для бизнеса эти два месяца оказались весьма нелегкими.
- У водителей возникли трудности с проверкой единых социальных проездных, к тому же было выявлено немало фальшивок, - рассказывает она. - Естественно, им приходилось выслушивать много негатива в свой адрес. А ведь у них и так ответственная и напряженная работа. В результате и аварийность выросла, и доходы резко упали.
По словам предпринимателя, частники не против идеи бесплатно перевозить льготников, но "любая услуга должна быть оплачена". Как вариант, она предлагает заменить единые социальные проездные билеты на льготные транспортные карты. В этом случае частники могли бы предоставить чеки для получения компенсации.
Пока же "отбить" издержки владельцы коммерческих автобусов намерены за счет повышения стоимости проезда. В региональное управление потребительского рынка и ценовой политики обратились восемь из 26 бизнесменов, занимающихся перевозками пассажиров. Они просили об увеличении стоимости проезда до 14-16 рублей (в настоящее время за проезд как в маршрутках, так и в муниципальном транспорте липчане платят десять рублей). Поднять стоимость проезда сразу на 60 процентов им не позволили, но тем не менее с 15 апреля она вырастет до 12 рублей.
Одновременно вопрос об увеличении цены проезда в городских и садоводческих маршрутах поставило и муниципальное предприятие "Липецкпассажиртранс". Чиновники не исключают, что это произойдет уже в мае. Материалы с обоснованием переданы для экспертизы в управление тарифного регулирования администрации Липецка. Предполагают, что цена, как и в маршрутках, не превысит 12 рублей. При этом стоимость проезда вырастет и для тех, кто расплачивается наличными, и для тех, кто пользуется транспортной картой, хотя им планируют оставить скидку в 20-30 процентов. Единственное, пока обещают не трогать стоимость единого социального проездного билета, которая составляет 200 рублей.
По словам замглавы администрации Липецка - председателя департамента, дорог и благоустройства Николая Новикова, у предприятия муниципального транспорта сложилась кредиторская задолженность в размере 87 миллионов рублей. Ее погашение за счет бюджетных средств депутаты горсовета не утвердили. Народные избранники предложили мэрии предоставить перспективный план по снижению убытков, а также экономически обосновать, как образовалась задолженность.
- Стоимость проезда, а также единого социального билета не меняли в Липецке в течение трех лет, - пояснил Николай Новиков на брифинге. - За это время дизельное топливо подорожало на 51 процент, электроэнергия - на 39, автошины - на 61. Собственно, по этой причине и образовался долг перед поставщиками, поскольку доходы муниципалов не растут.
Он также отметил, что по итогам первого квартала мэрия намерена повторно поставить в горсовете вопрос о погашении убытков. Одновременно депутатам будут предложены варианты выхода из ситуации. Так, не исключена возможность снижения объемов транспортных услуг - увеличение интервала движения, уменьшение количества автобусов в период с полуночи до шести утра. Эта мера, по расчетам специалистов, может дать экономию в 45 миллионов рублей.
Игорь Тиньков, председатель Липецкого городского совета депутатов:
- Горсовет - это орган, в котором на данный момент 30 депутатов. И почему именно так проголосовала сессия, нужно спрашивать у каждого народного избранника в отдельности. Что касается меня, я на этот вопрос смотрю конструктивно. Совершенно очевидно, что такое решение сессии - непопулярная мера, которая может повлечь серьезные последствия: подорожание проезда, сокращение маршрутов, увеличение коммерческого транспортного парка. Тем не менее, если некоторые депутаты требуют более подробных объяснений, чиновникам мэрии придется их дать.